Ru Eng
![]() |
МГИМ им. А.Г. Шнитке
/ Творческие проекты
/ Конкурсы, олимпиады
/ Межрегиональная Открытая Музыкально-теоретическая Олимпиада имени А.Г. Шнитке
Положение о Межрегиональной Открытой Музыкально-теоретической Олимпиаде имени А.Г. Шнитке Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования города Москвы "Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке" 28-29 марта 2025 года
1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение определяет статус, цели и задачи Межрегиональной Открытой Музыкально-теоретической Олимпиады имени А.Г. Шнитке (далее – Олимпиада) Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования города Москвы "Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке" (далее – МГИМ им. А.Г. Шнитке, Институт), а также порядок ее проведения. 1.2. Основными целями Олимпиады являются:
1.3. Олимпиада проводится по одной командной и двум индивидуальным номинациям:
1.4. Сроки проведения Олимпиады в 2025 году устанавливаются с 28 по 29 марта, место проведения – структурное подразделение Московского государственного института музыки имени А.Г. Шнитке Детская музыкальная школа имени Ю.А. Шапорина (г. Москва, ул. Садовая-Сухаревская, 7). 1.5. Вступительные взносы не предусмотрены. 2. Участники Олимпиады 2.1. В Олимпиаде на добровольной основе принимают индивидуальное или командное участие учащиеся с четвертого по восьмой классы детской музыкальной школы, детской школы искусств и детской художественной школы, обладающие знаниями и навыками по теоретическим дисциплинам, а также оригинальным творческим мышлением. 2.2. Участники Олимпиады оплачивают проезд и проживание за счет собственных средств или средств направляющей стороны. 2.3. Принимая участие в Олимпиаде, участник соглашается с использованием Оргкомитетом его персональных данных, согласно действующему законодательству Российской Федерации. 2.4. Участники Олимпиады обязаны соблюдать тишину и порядок в аудитории. Запрещается пользоваться какими-либо материалами, за исключением выданных членами Оргкомитета. Не допускается использование мобильных телефонов, других электронных устройств и средств связи. При нарушении данного правила участники лишаются права участвовать в Олимпиаде и удаляются из аудитории, о чем составляется протокол. В протоколе фиксируется факт нарушения дисциплины и проставляется оценка «0 баллов».
3. Программа Олимпиады
Номинация «Музыкальный КВН» (командный конкурс) Предполагается участие команд, сформированных из учеников разных классов одной музыкальной школы или школы искусств, состав участников – 3-5 человек. Дидактическая основа для командного конкурса: Знание средств музыкальной выразительности, состава симфонического оркестра, тембров певческих голосов, основных музыкальных жанров, в общих чертах форм: куплетной, простой и сложной трехчастной, вариационной, рондо, сонатной, строения сонатно-симфонического цикла.
Й. Гайдн. Биография, знание основных жанров, круга образов. Музыкальный материал:Симфония Ми-бемоль мажор №103: 1 часть — вступление, главная, побочная партии, 2 часть – 1, 2 темы, 3 часть – основная тема, тема трио, 4 часть – тематический материал экспозиции. Соната Ре мажор: 1 часть — главная, связующая, побочная партии, 2 часть – основная тема, 3 часть – тема рефрена, темы 1, 2 эпизодов. Соната ми минор: 1 часть – главная, побочная партии, 2 и 3 части - начала частей.
Ф. Шуберт. Биография, знание основных жанров, круга образов и стилевых черт. Музыкальный материал: Песни «Форель», «Гретхен за прялкой», «Лесной царь», «Полевая розочка»; из вокального цикла «Прекрасная мельничиха» – «В путь», «Куда», «Моя!», «Любимый цвет», «Мельник и ручей»; из вокального цикла «Зимний путь» — «Спокойно спи», «Липа», «Весенний сон», «Ворон», «Шарманщик». Симфония си минор («Неоконченная»): 1 часть — тема вступления, г.п., п.п., 2 часть – г.п., п.п.
А. П. Бородин. Биография, знание основных жанров, круга образов. Музыкальный материал: опера «Князь Игорь»: Пролог — тема народа, Хор «Солнцу красному слава», сцена затмения, ариозо Игоря «Нам Божье знаменье от Бога», 1 действие, 1 картина — Песня Галицкого, хор девушек, 2 картина – ариозо Ярославны, два хора девушек, два хора бояр. 2 действие — Песня половецкой девушки с хором, Хор половецкого дозора, Каватина Кончаковны, Ария Князя Игоря – вступление, 1, 2 темы, середина, Ария Кончака – темы всех разделов, Половецкие пляски – хор девушек «Улетай на крыльях ветра», хор «Слава хану», пляска мужчин, пляска мальчиков. Симфония №2 «Богатырская»: 1 часть – 1, 2 темы г.п., п.п., начало разработки, эпизод скачки в разработке, кода; 2 часть – основная тема, тема трио, 3 часть – г.п., с.п., п.п., з.п., реприза г.п.
С. В. Рахманинов.биография, знание основных жанров, круга образов и стилевых черт. Музыкальный материал: прелюдии до-диез минор ор. 3, соль минор ор. 23, соль мажор, соль-диез минор ор. 32; этюды-картины Ми бемоль мажор ор. 33, ми-бемоль минор ор. 39, Музыкальный момент ор. 16 ми минор; Второй фортепианный концерт – начала частей; романсы «Не пой, красавица», «Весенние воды», «Вокализ».
А. Н. Скрябин.Биография, знание основных жанров. Музыкальный материал: Прелюдии ор. 11 ля минор, ре мажор, до-диез минор; Этюд ор. 8 №1 ре-диез минор
Командный конкурс включает:
1. Приветствие (домашнее задание), которое может содержать название, девиз, представление команды — не больше 3-х минут;
2. Каждая команда заранее готовит вопросы по биографиям Й. Гайдна, Ф. Шуберта, А. П. Бородина, С. В. Рахманинова, А. Н. Скрябина и задает их другой команде. Всего 4 вопроса. Вопросы могут быть заданы в любой форме (вербальной, в виде картинки, шарады, головоломки и т. п.). Жюри оценивает как ответы, так и вопросы;
3. Вокальная импровизация. Каждая команда заранее сочиняет начало мелодии (2 такта) для вокальной импровизации. Члены другой команды (без предварительной подготовки) по очереди выполняют ее продолжение и завершение (поют с названием нот). Коллективная работа команды. Оценивается как предложенное начало мелодии, так и ее развитие и завершение;
4. Музыкальная викторина по творчеству Й. Гайдна, Ф. Шуберта, А.П. Бородина, С.В. Рахманинова, А.Н. Скрябина (по 3-4 трека, возможно, как в оригинальном звучании, так и в обработке), ответы принимаются от любого члена команды;
5. Собрать мелодию из фрагментов одного из сочинений Й. Гайдна, Ф. Шуберта, А. П. Бородина, С. В. Рахманинова, А. Н. Скрябина и назвать данное произведение. Коллективная работа команды;
6. Финальный номер (песенка, сценка, видеоклип: домашнее задание) — не больше 3-х минут. Номинация «Сольфеджио и музыкальная грамота» (индивидуальная номинация) Включает два обязательных этапа: I тур (письменный) включает:
На второй тур допускаются участники, набравшие максимальные баллы. II тур (устный) включает:
Номинация «Музыкальная литература» (индивидуальная номинация) Включает следующие задания:
Дидактическая основа для продуктивных заданий: Для всех классов: Знание средств музыкальной выразительности, состава симфонического оркестра, тембров певческих голосов, основных музыкальных жанров, в общих чертах форм: куплетной, простой и сложной трехчастной, вариационной, начиная с 5 класса + рондо, сонатной, строения сонатно-симфонического цикла. 4 класс (1 год обучения) Знать основные черты и уметь приводить примеры следующих понятий: Песня, марш, танец. Народная песня в произведениях русских композиторов. Программно-изобразительная музыка. П. И. Чайковский – знание основных жанров творчества, музыкальный материал: «Детский альбом», «Времена года», балет «Щелкунчик» - 2-е действие (Сюита, Вальс цветов, Па-де-де Принца Оршада и Принцессы Драже). 5 класс (2 год обучения) И.С. Бах — Биография, знание основных жанров творчества. Музыкальный материал: органная хоральная прелюдия фа минор, двухголосная инвенция фа мажор, трехголосная инвенция до минор; французская сюита до минор – Аллеманда, Куранта, Сарабанда, Жига; ХТК 1 том: Прелюдии и фуги До мажор, до минор, Ре мажор, соль минор. Й. Гайдн – Биография, знание основных жанров творчества. Музыкальный материал: Симфония Ми-бемоль мажор №103: 1 часть — вступление, главная, побочная партии, 2 часть – 1, 2 темы, 3 часть – основная тема, тема трио, 4 часть – тематический материал экспозиции. Соната Ре мажор: 1 часть — главная, связующая, побочная партии, 2 часть – основная тема, 3 часть – тема рефрена, темы 1, 2 эпизодов. Соната ми минор: 1 часть – главная, побочная партии, 2 и 3 части - начала частей. 6 класс (3 год обучения) Ф. Шуберт. Биография, знание основных жанров творчества. Музыкальный материал: Песни «Форель», «Гретхен за прялкой», «Лесной царь», «Полевая розочка»; из вокального цикла «Прекрасная мельничиха» – «В путь», «Куда», «Моя!», «Любимый цвет», «Мельник и ручей»; из вокального цикла «Зимний путь» — «Спокойно спи», «Липа», «Весенний сон», «Ворон», «Шарманщик». Симфония си минор («Неоконченная»): 1 часть — тема вступления, г.п., п.п., 2 часть – г.п., п.п. Ф. Шопен. Биография, знание основных жанров творчества. Музыкальный материал: мазурки: си-бемоль мажор ор. 7№1, ля минор ор. 17 №4, До мажор ор. 56 №2; полонез ля мажор ор. 40; прелюдии ор. 28 ми минор, ля мажор, ре-бемоль мажор, ля-бемоль мажор, до минор; этюды ор. 10 до мажор, ми мажор, до минор; ноктюрны ми-бемоль мажор ор. 7 №2, фа минор ор. 55 №1. М. И. Глинка - биография, знание основных жанров творчества. Музыкальный материал: опера «Жизнь за царя»: Интродукция – мужской хор, 1 д. Каватина и рондо Антониды, терцет «Не томи, родимый», 2 д. Полонез, Краковяк, Вальс, Мазурка, 3 д. Песня Вани, Из сцены Сусанина с поляками: ответы Сусанина «Велик и свят», «Страха не страшусь», Романс Антониды, 4 д. Сцена Вани, Ария Сусанина, хор «Славься». 7 класс (4 год обучения) А. П. Бородин – биография, знание основных жанров творчества. Музыкальный материал: опера «Князь Игорь»: Пролог — тема народа, Хор «Солнцу красному слава», сцена затмения, ариозо Игоря «Нам Божье знаменье от Бога», 1 действие, 1 картина — Песня Галицкого, хор девушек, 2 картина – ариозо Ярославны, два хора девушек, два хора бояр. 2 действие — Песня половецкой девушки с хором, Хор половецкого дозора, Каватина Кончаковны, Ария Князя Игоря – вступление, 1, 2 темы, середина, Ария Кончака – темы всех разделов, Половецкие пляски – хор девушек «Улетай на крыльях ветра», хор «Слава хану», пляска мужчин, пляска мальчиков. Симфония №2 «Богатырская»: 1 часть – 1, 2 темы г.п., п.п., начало разработки, эпизод скачки в разработке, кода; 2 часть – основная тема, тема трио, 3 часть – г.п., с.п., п.п., з.п., реприза г.п. М.П. Мусоргский — биография, знание основных жанров творчества. Музыкальный материал: опера «Борис Годунов» — Пролог: 1 картина - Хор «На кого ты нас покидаешь», 2 картина – колокольный звон, монолог Бориса «Скорбит душа», 1 действие 1 картина – лейтмотив Пимена, 2 картина – песня Варлаама «Как во городе было во Казани», 2 действие – монолог Бориса 1 раздел «Достиг я высшей власти», 2 раздел «Тяжка десница грозного судии», лейтмотив безумия, 3 действие – дуэт Самозванца и Марины, 4 действие – Песня Юродивого, монолог Бориса «Прощай мой сын, умираю», окончание сцены смерти Бориса, хор «Расходилась, разгулялась»; «Картинки с выставки»: Прогулка, «Гном», «Быдло», «Балет невылупившихся птенцов», «Баба Яга», «Богатырские ворота»; песни: «Трепак», «Колыбельная Еремушки». 8 класс (5 год обучения) С. В. Рахманинов – биография, знание основных жанров творчества. Музыкальный материал: прелюдии до-диез минор ор. 3, соль минор ор. 23, соль мажор, соль-диез минор ор. 32; этюды-картины Ми бемоль мажор ор. 33, ми-бемоль минор ор. 39, Музыкальный момент ор. 16 ми минор; Второй фортепианный концерт – начала частей; романсы «Не пой, красавица», «Весенние воды», «Вокализ». А.Н. Скрябин – биография, знание основных жанров творчества. Музыкальный материал: Прелюдии ор. 11 ля минор, ре мажор, до-диез минор; Этюд ре-диез минор ор. 8 №1. И.Ф. Стравинский – биография, знание основных жанров творчества. Музыкальный материал: балет «Жар-птица» — «Поганый пляс», балет «Петрушка» — «Русская», лейтмотив Петрушки, танец Балерины и Арапа, Танец кормилиц, сцена смерти Петрушки. С.С. Прокофьев – биография, знание основных жанров творчества, Музыкальный материал: кантата «Александр Невский» — «Русь под игом монгольским», «Песнь об Александре Невском», «Крестоносцы во Пскове», «Ледовое побоище», «Мертвое поле»; Седьмая симфония — начала частей, «Ромео и Джульетта» — Вступление, «Улица просыпается», «Джульетта-девочка», «Танец рыцарей», «Меркуцио». 4. Порядок организации Олимпиады 4.1. Сроки и основные сведения о проведении Олимпиады (расписание, порядок предоставления заявок на участие, дата, время и место проведения Олимпиады) заблаговременно публикуются на официальном Интернет-сайте МГИМ им. А.Г. Шнитке. 4.2. Для организационного и технического обеспечения Олимпиады формируется Организационный комитет (далее – Оргкомитет), Методическая комиссия (далее – Методкомиссия) и Жюри Олимпиады на сроки подготовки и проведения Олимпиады, но не более чем на один год, включающие руководителей, преподавателей и работников структурных подразделений МГИМ им. А.Г. Шнитке, отвечающих за подготовку и проведение Олимпиады. 4.3. Состав Оргкомитета, Методической комиссии и Жюри Олимпиады утверждаются приказом МГИМ им. А.Г. Шнитке. 4.4. Председатель Оргкомитета осуществляет общее руководство подготовкой и проведением Олимпиады. 4.5. Оргкомитет Олимпиады: - определяет регламент проведения Олимпиады; - обеспечивает непосредственное проведение Олимпиады; - формирует составы Методической комиссии и Жюри Олимпиады; - утверждает список победителей и призеров Олимпиады; - награждает победителей и призеров Олимпиады; - представляет Ученому совету МГИМ им. А.Г. Шнитке ежегодный отчет о проведении Олимпиады. 4.6. Для методического обеспечения проведения Олимпиады Оргкомитетом формируется Методкомиссия, в состав которой входят наиболее опытные преподаватели МГИМ им. А.Г. Шнитке. 4.7. Методкомиссия: - разрабатывает материалы олимпиадных заданий; - разрабатывает критерии и методики оценки выполненных заданий; - представляет в Оргкомитет Олимпиады предложения по вопросам, связанным с совершенствованием организации проведения Олимпиады; - проверяет и оценивает результаты выполнения олимпиадных заданий. 4.8. Для подведения итогов Олимпиады формируется Жюри в составе не менее 3-х человек из числа ведущих преподавателей МГИМ им. А.Г. Шнитке. 4.9. Жюри определяет кандидатуры победителей и призеров Олимпиады.
5. Подведение итогов Олимпиады и награждение победителей 5.1. По результатам, показанным участниками Олимпиады, определяются победители. 5.2. Победителями считаются участники, набравшие наибольшее количество баллов. 5.3. Количество победителей утверждается на заседании Жюри и оформляется протоколом, подписываемым всеми членами Жюри, утверждается Председателем Оргкомитета Олимпиады. 5.4. Решение жюри является окончательным и пересмотру не подлежат. Письменные работы участников не предоставляются и не комментируются. 5.5. Победителями Олимпиады считаются участники Олимпиады, награжденные дипломами 1-й степени. Призерами Олимпиады считаются участники Олимпиады, награжденные дипломами 2-й и 3-й степени. Победителям и призерам Олимпиады высылаются дипломы по электронной почте. 5.6. Участникам Олимпиады в номинации «Сольфеджио и музыкальная грамота», допущенным ко второму туру, высылаются грамоты участников Олимпиады по электронной почте. 5.7. Преподавателям, подготовившим призеров, победителей, а также участников Олимпиады, прошедших на второй тур, высылаются благодарственные письма по электронной почте. 5.8. Результаты публикуются на сайте МГИМ им. А.Г. Шнитке.
6. Порядок регистрации участников и проведения Олимпиады 6.1. Для регистрации каждый участник направляет заявку на участие в Олимпиаде в электронном виде не позднее 10 марта 2025 года по следующим ссылкам: «Сольфеджио и музыкальная грамота» (индивидуальная номинация):
«Музыкальная литература» (индивидуальная номинация):
Номинация «Музыкальный КВН» (командный конкурс): https://forms.gle/7FPa5eC6hkKD23qD9* * Политика конфиденциальности | Согласие на обработку персональных данных 6.2. Возможно участие в полной конкурсной программе, или в одной номинации (по выбору). 6.3. Для допуска на место проведения Олимпиады участники предъявляют документ, удостоверяющий личность (паспорт, или свидетельство о рождении). 6.4. Родители (законные представители) и преподаватели участников на время проведения Олимпиады в здание ДМШ им. Ю.А. Шапорина не допускаются.
7. Контактная информация Адрес проведения Олимпиады: г. Москва, ул. Садовая-Сухаревская, 7 (станция метро «Цветной бульвар»). Детская музыкальная школа имени Ю.А. Шапорина ГБОУ ВО города Москвы "Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке".
По вопросам проведения Олимпиады обращаться к: Алябьевой Анне Геннадьевне (alyabyevaag@schnittke.ru)– организационные вопросы, номинация «Музыкальный КВН» (командный конкурс); Громовой Ольге Викторовне (контактный телефон 8-916-230-25-80) – номинация «Сольфеджио и музыкальная грамота»; Клесовой Инне Олеговне (inna_mars@mail.ru) – номинация «Сольфеджио и музыкальная грамота»; Шабшаевич Елене Марковне (shabshaevichem@schnittke.ru) – номинация «Музыкальная литература».
|
Афиша
![]()
![]()
![]()
![]() Последние новости
|
© 2025, Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке. Все права защищены.
Выходные данные сетевого издания "Вестник МГИМ им. А.Г. Шнитке". |
123060, г. Москва, ул. Маршала Соколовского, д. 10
схема проезда (499) 194-83-89 institutshnitke@culture.mos.ru |