Межрегиональная Открытая Музыкально-теоретическая Олимпиада имени А.Г. Шнитке
Учреждение, подведомственное Департаменту культуры города Москвы
 
 
Ru Eng
     
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Карта сайта

Театр-школа оперного искусства МГИМ им. А.Г. Шнитке. Художественный руководитель и дирижер – заслуженный артист РФ, профессор Игорь Громов.




МГИМ им. А.Г. Шнитке / Творческие проекты / Конкурсы, олимпиады / Межрегиональная Открытая Музыкально-теоретическая Олимпиада имени А.Г. Шнитке
 
Межрегиональная Открытая Музыкально-теоретическая Олимпиада имени А.Г. Шнитке

Положение

о Межрегиональной Открытой

Музыкально-теоретической Олимпиаде имени А.Г. Шнитке

Государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего образования города Москвы

"Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке"

28-29 марта 2025 года

 

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет статус, цели и задачи Межрегиональной Открытой Музыкально-теоретической Олимпиады имени А.Г. Шнитке (далее – Олимпиада) Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования города Москвы "Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке" (далее – МГИМ им. А.Г. Шнитке, Институт), а также порядок ее проведения.

1.2. Основными целями Олимпиады являются:

  • выявление одаренных детей в области музыкального искусства с целью их дальнейшего обучения по программам среднего профессионального музыкального образования;
  • укрепление связей с учреждениями дополнительного музыкального образования и средними специальными учебными заведениями.

1.3. Олимпиада проводится по одной командной и двум индивидуальным номинациям:

  • «Музыкальный КВН» (командный конкурс);
  • «Сольфеджио и музыкальная грамота» (индивидуальная номинация);
  • «Музыкальная литература» (индивидуальная номинация).

1.4. Сроки проведения Олимпиады в 2025 году устанавливаются с 28 по 29 марта, место проведения – структурное подразделение Московского государственного института музыки имени А.Г. Шнитке Детская музыкальная школа имени Ю.А. Шапорина (г. Москва, ул. Садовая-Сухаревская, 7).

1.5. Вступительные взносы не предусмотрены.

2. Участники Олимпиады

 2.1. В Олимпиаде на добровольной основе принимают индивидуальное или командное участие учащиеся с четвертого по восьмой классы детской музыкальной школы, детской школы искусств и детской художественной школы, обладающие знаниями и навыками по теоретическим дисциплинам, а также оригинальным творческим мышлением.

2.2. Участники Олимпиады оплачивают проезд и проживание за счет собственных средств или средств направляющей стороны.

2.3. Принимая участие в Олимпиаде, участник соглашается с использованием Оргкомитетом его персональных данных, согласно действующему законодательству Российской Федерации.

2.4. Участники Олимпиады обязаны соблюдать тишину и порядок в аудитории. Запрещается пользоваться какими-либо материалами, за исключением выданных членами Оргкомитета. Не допускается использование мобильных телефонов, других электронных устройств и средств связи. При нарушении данного правила участники лишаются права участвовать в Олимпиаде и удаляются из аудитории, о чем составляется протокол. В протоколе фиксируется факт нарушения дисциплины и проставляется оценка «0 баллов».

 

3. Программа Олимпиады

 

Номинация «Музыкальный КВН»

(командный конкурс)

Предполагается участие команд, сформированных из учеников разных классов одной музыкальной школы или школы искусств, состав участников – 3-5 человек.

Дидактическая основа для командного конкурса:

Знание средств музыкальной выразительности, состава симфонического оркестра, тембров певческих голосов, основных музыкальных жанров, в общих чертах форм: куплетной, простой и сложной трехчастной, вариационной, рондо, сонатной, строения сонатно-симфонического цикла.

 

Й. Гайдн. Биография, знание основных жанров, круга образов.

Музыкальный материал:Симфония Ми-бемоль мажор №103: 1 часть — вступление, главная, побочная партии, 2 часть – 1, 2 темы, 3 часть – основная тема, тема трио, 4 часть – тематический материал экспозиции. Соната Ре мажор: 1 часть — главная, связующая, побочная партии, 2 часть – основная тема, 3 часть – тема рефрена, темы 1, 2 эпизодов. Соната ми минор: 1 часть – главная, побочная партии, 2 и 3 части - начала частей.

 

Ф. Шуберт. Биография, знание основных жанров, круга образов и стилевых черт.

Музыкальный материал: Песни «Форель», «Гретхен за прялкой», «Лесной царь», «Полевая розочка»; из вокального цикла «Прекрасная мельничиха» – «В путь», «Куда», «Моя!», «Любимый цвет», «Мельник и ручей»; из вокального цикла «Зимний путь» — «Спокойно спи», «Липа», «Весенний сон», «Ворон», «Шарманщик». Симфония си минор («Неоконченная»): 1 часть — тема вступления, г.п., п.п., 2 часть – г.п., п.п.

 

А. П. Бородин. Биография, знание основных жанров, круга образов.

Музыкальный материал: опера «Князь Игорь»: Пролог — тема народа, Хор «Солнцу красному слава», сцена затмения, ариозо Игоря «Нам Божье знаменье от Бога», 1 действие, 1 картина — Песня Галицкого, хор девушек, 2 картина – ариозо Ярославны, два хора девушек, два хора бояр. 2 действие — Песня половецкой девушки с хором, Хор половецкого дозора, Каватина Кончаковны, Ария Князя Игоря – вступление, 1, 2 темы, середина, Ария Кончака – темы всех разделов, Половецкие пляски – хор девушек «Улетай на крыльях ветра», хор «Слава хану», пляска мужчин, пляска мальчиков. Симфония №2 «Богатырская»: 1 часть – 1, 2 темы г.п., п.п., начало разработки, эпизод скачки в разработке, кода; 2 часть – основная тема, тема трио, 3 часть – г.п., с.п., п.п., з.п., реприза г.п.

 

С.  В. Рахманинов.биография, знание основных жанров, круга образов и стилевых черт. 

Музыкальный материал: прелюдии до-диез минор ор. 3, соль минор ор. 23, соль мажор, соль-диез минор ор. 32; этюды-картины Ми бемоль мажор ор. 33, ми-бемоль минор ор. 39, Музыкальный момент ор. 16 ми минор; Второй фортепианный концерт – начала частей; романсы «Не пой, красавица», «Весенние воды», «Вокализ».

 

А. Н. Скрябин.Биография, знание основных жанров.

Музыкальный материал: Прелюдии ор. 11 ля минор, ре мажор, до-диез минор; Этюд ор. 8 №1 ре-диез минор

 

Командный конкурс включает:

 

1. Приветствие (домашнее задание), которое может содержать название, девиз, представление команды — не больше 3-х минут;

 

2. Каждая команда заранее готовит вопросы по биографиям Й. Гайдна, Ф. Шуберта, А. П. Бородина, С. В. Рахманинова, А. Н. Скрябина и задает их другой команде. Всего 4 вопроса. Вопросы могут быть заданы в любой форме (вербальной, в виде картинки, шарады, головоломки и т. п.). Жюри оценивает как ответы, так и вопросы;

 

3. Вокальная импровизация. Каждая команда заранее сочиняет начало мелодии (2 такта) для вокальной импровизации. Члены другой команды (без предварительной подготовки) по очереди выполняют ее продолжение и завершение (поют с названием нот). Коллективная работа команды. Оценивается как предложенное начало мелодии, так и ее развитие и завершение;

 

4. Музыкальная викторина по творчеству Й. Гайдна, Ф. Шуберта, А.П. Бородина, С.В. Рахманинова, А.Н. Скрябина (по 3-4 трека, возможно, как в оригинальном звучании, так и в обработке), ответы принимаются от любого члена команды;

 

5. Собрать мелодию из фрагментов одного из сочинений Й. Гайдна, Ф. Шуберта, А. П. Бородина, С. В. Рахманинова, А. Н. Скрябина и назвать данное произведение. Коллективная работа команды;

 

6. Финальный номер (песенка, сценка, видеоклип: домашнее задание) — не больше 3-х минут.

Номинация «Сольфеджио и музыкальная грамота»

(индивидуальная номинация)

Включает два обязательных этапа:

I тур (письменный) включает:

  • слуховые задания: диктант, запись коротких интервальных и гармонических последовательностей с указанием ступеней тональности и названий интервалов и аккордов;
  • задания по музыкальной грамоте: определение и разрешение интервалов и аккордов, содержащих хроматические изменения звуков, необычное расположение по вертикали и другие сложности, позволяющие оценить сообразительность участника; упражнения с использованием ладов народной музыки; задания на группировку.
  • творческие задания: сочинение мелодии к заданному стихотворному тексту, сочинение по заданному образцу, сочинение аккомпанемента в любом фактурном оформлении, досочинение второго голоса к данному.

На второй тур допускаются участники, набравшие максимальные баллы.

II тур (устный) включает:

  • практические задания: чтение с листа одноголосия и двухголосия, исполнение одного из голосов четырехголосной вертикали, импровизацию и варьирование заданной мелодии и т.д.

 

Номинация «Музыкальная литература»

(индивидуальная номинация)

Включает следующие задания:

  • определение музыкального произведения по его фрагменту (музыкальная викторина);
  • письменные ответы на вопросы, касающиеся биографии композиторов, стиля и строения музыкальных произведений.

Дидактическая основа для продуктивных заданий:

Для всех классов: Знание средств музыкальной выразительности, состава симфонического оркестра, тембров певческих голосов, основных музыкальных жанров, в общих чертах форм: куплетной, простой и сложной трехчастной, вариационной, начиная с 5 класса + рондо, сонатной, строения сонатно-симфонического цикла.

4 класс (1 год обучения)

Знать основные черты и уметь приводить примеры следующих понятий: Песня, марш, танец. Народная песня в произведениях русских композиторов. Программно-изобразительная музыка.

П. И. Чайковский – знание основных жанров творчества, музыкальный материал: «Детский альбом», «Времена года», балет «Щелкунчик» - 2-е действие (Сюита, Вальс цветов, Па-де-де Принца Оршада и Принцессы Драже).

5 класс (2 год обучения)

И.С. Бах — Биография, знание основных жанров творчества.

Музыкальный материал: органная хоральная прелюдия фа минор, двухголосная инвенция фа мажор, трехголосная инвенция до минор; французская сюита до минор – Аллеманда, Куранта, Сарабанда, Жига; ХТК 1 том: Прелюдии и фуги До мажор, до минор, Ре мажор, соль минор.

Й. Гайдн – Биография, знание основных жанров творчества.

Музыкальный материал: Симфония Ми-бемоль мажор №103: 1 часть — вступление, главная, побочная партии, 2 часть – 1, 2 темы, 3 часть – основная тема, тема трио, 4 часть – тематический материал экспозиции. Соната Ре мажор: 1 часть — главная, связующая, побочная партии, 2 часть – основная тема, 3 часть – тема рефрена, темы 1, 2 эпизодов. Соната ми минор: 1 часть – главная, побочная партии, 2 и 3 части - начала частей.

6 класс (3 год обучения)

Ф. Шуберт. Биография, знание основных жанров творчества.

Музыкальный материал: Песни «Форель», «Гретхен за прялкой», «Лесной царь», «Полевая розочка»; из вокального цикла «Прекрасная мельничиха» – «В путь», «Куда», «Моя!», «Любимый цвет», «Мельник и ручей»; из вокального цикла «Зимний путь» — «Спокойно спи», «Липа», «Весенний сон», «Ворон», «Шарманщик». Симфония си минор («Неоконченная»): 1 часть — тема вступления, г.п., п.п., 2 часть – г.п., п.п.

Ф. Шопен. Биография, знание основных жанров творчества.

Музыкальный материал: мазурки: си-бемоль мажор ор. 7№1, ля минор ор. 17 №4, До мажор ор. 56 №2; полонез ля мажор ор. 40; прелюдии ор. 28 ми минор, ля мажор, ре-бемоль мажор, ля-бемоль мажор, до минор; этюды ор. 10 до мажор, ми мажор, до минор; ноктюрны ми-бемоль мажор ор. 7 №2, фа минор ор. 55 №1.

М. И. Глинка - биография, знание основных жанров творчества.

Музыкальный материал: опера «Жизнь за царя»: Интродукция – мужской хор, 1 д. Каватина и рондо Антониды, терцет «Не томи, родимый», 2 д. Полонез, Краковяк, Вальс, Мазурка, 3 д. Песня Вани, Из сцены Сусанина с поляками: ответы Сусанина «Велик и свят», «Страха не страшусь», Романс Антониды, 4 д.  Сцена Вани, Ария Сусанина, хор «Славься».

7 класс (4 год обучения)

А. П. Бородин – биография, знание основных жанров творчества.

Музыкальный материал: опера «Князь Игорь»: Пролог — тема народа, Хор «Солнцу красному слава», сцена затмения, ариозо Игоря «Нам Божье знаменье от Бога», 1 действие, 1 картина — Песня Галицкого, хор девушек, 2 картина – ариозо Ярославны, два хора девушек, два хора бояр. 2 действие — Песня половецкой девушки с хором, Хор половецкого дозора, Каватина Кончаковны, Ария Князя Игоря – вступление, 1, 2 темы, середина, Ария Кончака – темы всех разделов, Половецкие пляски – хор девушек «Улетай на крыльях ветра», хор «Слава хану», пляска мужчин, пляска мальчиков. Симфония №2 «Богатырская»: 1 часть – 1, 2 темы г.п., п.п., начало разработки, эпизод скачки в разработке, кода; 2 часть – основная тема, тема трио, 3 часть – г.п., с.п., п.п., з.п., реприза г.п.

М.П. Мусоргский — биография, знание основных жанров творчества.

Музыкальный материал: опера «Борис Годунов» —  Пролог: 1 картина - Хор «На кого ты нас покидаешь», 2 картина – колокольный звон, монолог Бориса «Скорбит душа», 1 действие 1 картина – лейтмотив Пимена, 2 картина – песня Варлаама «Как во городе было во Казани», 2 действие – монолог Бориса 1 раздел «Достиг я высшей власти», 2 раздел «Тяжка десница грозного судии», лейтмотив безумия, 3 действие – дуэт Самозванца и Марины, 4 действие – Песня Юродивого, монолог Бориса «Прощай мой сын, умираю», окончание сцены смерти Бориса, хор «Расходилась, разгулялась»; «Картинки с выставки»: Прогулка, «Гном», «Быдло», «Балет невылупившихся птенцов», «Баба Яга», «Богатырские ворота»; песни: «Трепак», «Колыбельная Еремушки».

8 класс (5 год обучения)

С. В. Рахманинов – биография, знание основных жанров творчества.

Музыкальный материал: прелюдии до-диез минор ор. 3, соль минор ор. 23, соль мажор, соль-диез минор ор. 32; этюды-картины Ми бемоль мажор ор. 33, ми-бемоль минор ор. 39, Музыкальный момент ор. 16 ми минор; Второй фортепианный концерт – начала частей; романсы «Не пой, красавица», «Весенние воды», «Вокализ».

А.Н. Скрябин  – биография, знание основных жанров творчества.

Музыкальный материал: Прелюдии ор. 11 ля минор, ре мажор, до-диез минор; Этюд ре-диез минор ор. 8 №1.

И.Ф. Стравинский – биография, знание основных жанров творчества.

Музыкальный материал: балет «Жар-птица» — «Поганый пляс», балет «Петрушка» — «Русская», лейтмотив Петрушки, танец Балерины и Арапа, Танец кормилиц, сцена смерти Петрушки.

С.С. Прокофьев – биография, знание основных жанров творчества,

Музыкальный материал: кантата «Александр Невский» — «Русь под игом монгольским», «Песнь об Александре Невском», «Крестоносцы во Пскове», «Ледовое побоище», «Мертвое поле»; Седьмая симфония — начала частей, «Ромео и Джульетта» — Вступление, «Улица просыпается», «Джульетта-девочка», «Танец рыцарей», «Меркуцио».

4. Порядок организации Олимпиады

4.1. Сроки и основные сведения о проведении Олимпиады (расписание, порядок предоставления заявок на участие, дата, время и место проведения Олимпиады) заблаговременно публикуются на официальном Интернет-сайте МГИМ им. А.Г. Шнитке.

4.2. Для организационного и технического обеспечения Олимпиады формируется Организационный комитет (далее – Оргкомитет), Методическая комиссия (далее – Методкомиссия) и Жюри Олимпиады на сроки подготовки и проведения Олимпиады, но не более чем на один год, включающие руководителей, преподавателей и работников структурных подразделений МГИМ им. А.Г. Шнитке, отвечающих за подготовку и проведение Олимпиады.

4.3. Состав Оргкомитета, Методической комиссии и Жюри Олимпиады утверждаются приказом МГИМ им. А.Г. Шнитке.

4.4. Председатель Оргкомитета осуществляет общее руководство подготовкой и проведением Олимпиады.

4.5. Оргкомитет Олимпиады:

- определяет регламент проведения Олимпиады;

- обеспечивает непосредственное проведение Олимпиады;

- формирует составы Методической комиссии и Жюри Олимпиады;

- утверждает список победителей и призеров Олимпиады;

- награждает победителей и призеров Олимпиады;

- представляет Ученому совету МГИМ им. А.Г. Шнитке ежегодный отчет о проведении Олимпиады.

4.6. Для методического обеспечения проведения Олимпиады Оргкомитетом формируется Методкомиссия, в состав которой входят наиболее опытные преподаватели МГИМ им. А.Г. Шнитке.

4.7. Методкомиссия:

- разрабатывает материалы олимпиадных заданий;

- разрабатывает критерии и методики оценки выполненных заданий;

- представляет в Оргкомитет Олимпиады предложения по вопросам, связанным с совершенствованием организации проведения Олимпиады;

- проверяет и оценивает результаты выполнения олимпиадных заданий.

4.8. Для подведения итогов Олимпиады формируется Жюри в составе не менее 3-х человек из числа ведущих преподавателей МГИМ им. А.Г. Шнитке.

4.9. Жюри определяет кандидатуры победителей и призеров Олимпиады.

 

5. Подведение итогов Олимпиады и награждение победителей

5.1. По результатам, показанным участниками Олимпиады, определяются победители.

5.2. Победителями считаются участники, набравшие наибольшее количество баллов.

5.3. Количество победителей утверждается на заседании Жюри и оформляется протоколом, подписываемым всеми членами Жюри, утверждается Председателем Оргкомитета Олимпиады.

5.4. Решение жюри является окончательным и пересмотру не подлежат. Письменные работы участников не предоставляются и не комментируются.

5.5. Победителями Олимпиады считаются участники Олимпиады, награжденные дипломами 1-й степени. Призерами Олимпиады считаются участники Олимпиады, награжденные дипломами 2-й и 3-й степени. Победителям и призерам Олимпиады высылаются дипломы по электронной почте.

5.6. Участникам Олимпиады в номинации «Сольфеджио и музыкальная грамота», допущенным ко второму туру, высылаются грамоты участников Олимпиады по электронной почте.

5.7. Преподавателям, подготовившим призеров, победителей, а также участников Олимпиады, прошедших на второй тур, высылаются благодарственные письма по электронной почте.

5.8. Результаты публикуются на сайте МГИМ им. А.Г. Шнитке.

 

6. Порядок регистрации участников и проведения Олимпиады

6.1. Для регистрации каждый участник направляет заявку на участие в Олимпиаде в электронном виде не позднее 10 марта 2025 года по следующим ссылкам:
 

«Сольфеджио и музыкальная грамота» (индивидуальная номинация):

 

«Музыкальная литература» (индивидуальная номинация):

 

Номинация «Музыкальный КВН» (командный конкурс):

https://forms.gle/7FPa5eC6hkKD23qD9*

Политика конфиденциальности | Согласие на обработку персональных данных

 6.2. Возможно участие в полной конкурсной программе, или в одной номинации (по выбору).

6.3. Для допуска на место проведения Олимпиады участники предъявляют документ, удостоверяющий личность (паспорт, или свидетельство о рождении).

6.4. Родители (законные представители) и преподаватели участников на время проведения Олимпиады в здание ДМШ им. Ю.А. Шапорина не допускаются.

 

7. Контактная информация

Адрес проведения Олимпиады: г. Москва, ул. Садовая-Сухаревская, 7 (станция метро «Цветной бульвар»). Детская музыкальная школа имени Ю.А. Шапорина ГБОУ ВО города Москвы "Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке".

 

По вопросам проведения Олимпиады обращаться к:

Алябьевой Анне Геннадьевне (alyabyevaag@schnittke.ru)– организационные вопросы, номинация «Музыкальный КВН» (командный конкурс);

Громовой Ольге Викторовне (контактный телефон 8-916-230-25-80) – номинация «Сольфеджио и музыкальная грамота»;

Клесовой Инне Олеговне (inna_mars@mail.ru) – номинация «Сольфеджио и музыкальная грамота»;

Шабшаевич Елене Марковне (shabshaevichem@schnittke.ru) – номинация «Музыкальная литература».

 


Афиша

23
03/25

 
В.П. Стародубровский — пианист, педагог, композитор. К 85-летию со дня рождения.


24
03/25

 
ИГРАЮТ ПЕДАГОГИ


26
03/25

 
ДИАЛОГИ. РУСТАМ ШАЙХУТДИНОВ (фортепиано), РОБЕРТ РАХИМОВ (баян)


27
03/25

 
ШОСТАКОВИЧ



 

Последние новости
27-февраля-2025
13 февраля в Доме ученых НИЦ «Курчатовский институт» состоялся праздничный вечер, посвященный дню рождения академика Анатолия Петровича Александрова
27-февраля-2025
«Я понял только одно. Нужно жить в простоте, писать в удовольствие и за все благодарить». Интервью с композитором.
27-февраля-2025
18 апреля 2025 года состоится Конференция научно-педагогических работников, представителей других категорий работников и обучающихся МГИМ им. А.Г. Шнитке
30-января-2025
От всей души поздравляем с блестящей защитой диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии старшего преподавателя кафедры вокального искусства и оперной подготовки ЛАПТЕВА Елисея Сергеевича и его научного руководителя доктора искусствоведения, профессора КИЗИНА Михаила Михайловича
13-января-2025
10 января 2025 года в Гербовом зале города Москвы состоялась торжественная церемония вручения наград муниципального округа Щукино в городе Москве сотрудникам Московского государственного института музыки имени А.Г. Шнитке

 


 


© 2025, Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке. Все права защищены.

Выходные данные сетевого издания "Вестник МГИМ им. А.Г. Шнитке".
123060, г. Москва, ул. Маршала Соколовского, д. 10
схема проезда

(499) 194-83-89
institutshnitke@culture.mos.ru

 


Любые материалы сайта могут быть использованы и опубликованы на другом сайте без предварительного согласования, при полном или частичном использовании материалов ссылка на источник www.schnittke-mgim.ru обязательна. Оффлайновые издания могут использовать материалы сайта только после письменного согласования с руководством института.