ПРЕСС-ЦЕНТР: Интервью с сопредседателем жюри XII Межрегионального открытого детско-юношеского конкурса композиции Кириллом Волковым
25-апреля-2017
С СОПРЕДСЕДАТЕЛЕМ ЖЮРИ
XII МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО ОТКРЫТОГО ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО КОНКУРСА ПО КОМПОЗИЦИИ
КИРИЛЛОМ ВОЛКОВЫМ
23.04.2017
- Какова духовная основа Ваших произведений? Где Вы черпаете вдохновение?
- На самом деле, это очень сложный вопрос. Каждое сочинение возникает по-разному. Самый простой пример – это творческий заказ. Однажды ко мне с просьбой написать дуэт на стихи Ивана Грозного обратился Фридрих Липс. Я тогда работал над музыкой к фильму «Гроза над Русью», как раз о временах Ивана Грозного. Очень тщательно изучал огромное количество материалов, искал различные интересные детали. Меня вдохновили его письма к князю Курбскому, я брал оттуда строки, которые и стали впоследствии эпиграфом к сочинению. В конце этих писем звучат распевы со словами «ангелы в небе». Их я слышал однажды в исполнении женского хора, там, по моим впечатлениям, мелодия просветлялась, и всё освещалось «горним светом». Получается, что это сочинение – заказное, но в процессе работы над ним всё равно пришёл импульс, который позволил возникнуть этому произведению как живой материи. В понимании этого импульса можно быть материалистом или идеалистом, но без него не возможно творить.
Бывает, что произведение возникает под впечатлением от произведения искусства. Например, в своё время я прочитал тогда ещё запрещённый роман «Доктор Живаго». Честно говоря, меня очень многое тронуло, особенно масштаб событий, описанных в книге. Любовная «квадрига», вихри, вьюги, страсти натолкнули на мысль, что это должен быть балет, жанр, в котором я никогда не писал. Центральной линия, вдохновившая меня, стала любовь, пробивающаяся светлым лучом сквозь тени обстоятельств и жизненных невзгод.
- Какова, на Ваш взгляд, роль педагога в становлении молодого современного композитора?
- Считаю, что его роль является определяющей. Как ученик А.И. Хачатуряна могу сказать, что он был для меня всем. Когда я был ещё молод, было актуально писать «под Шостаковича», но это не было мне близко. Но однажды Арам Ильич спросил: «Вы когда-нибудь ездили в фольклорную экспедицию?», и я ответил, что нет. Тогда он посоветовал мне расшифровывать материалы фольклорных экспедиций. И это стало мне настолько близким, что в течение двух-трёх лет я напечатал две тетради. После этого пришло понимание свободы и оригинальности русской музыки, что позволило найти свой стиль письма. Поэтому я состоялся как композитор благодаря Араму Ильичу Хачатуряну. В практике со своими студентами использую такой же индивидуальный и тонкий подход, позволяющий будущим композиторам обрести свой оригинальный стиль письма.
- Что бы Вы пожелали молодым композиторам, начинающим свой творческий путь?
- Хотел пожелать им не останавливаться на жанрах, в которых достаточно успешно получается писать. Важно работать с музыкой, которая не очень близка, или даже не нравится. Нужно уметь сравнивать, сопоставлять, знакомиться с приёмами других композиторов. Ведь, если представить воина, у которого есть только камень и дубинка, можно понять, что много боёв он не протянет. Композитор, как воин, должен расширять свой арсенал. Он должен быть весьма образованным, разносторонним человеком с широким кругозором, полным новых музыкальных решений и идей.
- Спасибо большое за столь интересное интервью!
Интервью взяла студентка 3-го курса колледжа Терентьева Ксения
|