Ru Eng
     
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Карта сайта

Московский государственный институт имени А.Г. Шнитке признан прошедшим процедуру государственной аккредитации! Поздравляем!




Главная / Новости
 
Новости

Интервью с профессором Московской консерватории им. П.И. Чайковского, лауреатом международных конкурсов Александром Вершининым

13-ноября-2017



перед концертом «От барокко до джаза» в Большом зале консерватории

- Александр Александрович, концерт, в котором Вы принимаете сегодня участие, приурочен к юбилею Вашего учителя, профессора Московской консерватории, Народного артиста РФ Юрия Степановича Слесарева. Что Вы ощущаете на сцене, когда в зале сидит Юрий Степанович?

– Вообще, в стенах консерватории всегда очень ответственно играть. Когда выходишь на эту сцену, где-то внутри есть ощущение, что наверху сидят великие педагоги, которые здесь были и есть, и они тебя слушают. Такое чувство возникает только здесь, ни в каком другом зале его нет. Наверное, это потому, что в этом здании проходят все зачёты, все экзамены, академические вечера, концерты, то есть вся студенческая жизнь. Юрий Степанович для меня — это один главных людей, и в моей жизни, и в консерватории. Мне очень приятно и спокойно играть, когда он рядом. Это всегда поддержка, потому что Юрий Степанович невероятно душевный человек, с потрясающей «энергетикой доброты». Я вспоминаю один случай: когда я поступал в консерваторию, я прихожу на экзамен, стоит Юрий Степанович и спрашивает меня, мол «Как ты, готов?», я отвечаю: «Готов». – «Ну, всё, пошли играть. Спокойно играй» — и он пошёл наверх в Малый зал по лестнице. Так вот у меня до сих пор в голове эта фигура поднимающегося куда–то вверх Юрия Степановича, который мне сказал, что всё в порядке, всё нормально, играй спокойно. То, что я говорю – это не только мое мнение, у нас очень большой класс и все ученики, я думаю, это с удовольствием подтвердят.

– Вы успешно сочетаете педагогическую, концертную и композиторскую деятельности. Влияет ли композиторское искусство на остальную Вашу деятельность?

– Тут надо сразу оговориться: дело в том, что я, если можно так выразиться, не профессиональный композитор. То есть я не заканчивал композиторский факультет, у меня нет никаких дипломов по композиции, я просто с детства этим увлекался. Как-то так получилось, что есть такая составляющая моей музыкальной жизни, с самого ее начала. Когда я поступал в ЦМШ, в первый класс, то на экзамене исполнял две своих маленьких пьески. Я предварительно наиграл их своей учительнице – Елене Петровне Ховен, она была ученицей Александра Борисовича Гольденвейзера, а это такая «старая» школа, — и она, послушав их, посоветовала: «Давай вот это сыграешь». Но, потом, после того, как я уже поступил, та же самая Елена Петровна, которая меня так поддержала с моими детскими опытами, мне сказала, что вот теперь никаких сочинений, только рояль. Но у меня всё же была потребность записывать то, что приходит в голову, в результате, появились на свет разные мои сочинения. Сегодня мы сыграем «Сюиту сказок». Особенность стиля этого произведения заключается в том, что музыка создаётся на сцене, то есть там многое не прописано – это импровизация. Получается композиция, которую вживую создают все солисты – и я в том числе, и ребята, которые играют со мной. В результате каждый раз получается что-то новое.

Что касается вашего вопроса – “Как это сочетается и помогает?” — безусловно, помогает. Когда я стал сочинять, особенно, когда писал партитуры, я стал больше разбираться в композиции. После этого, когда ты открываешь ноты любого даже фортепианного сочинения, начинаешь немного по-другому на него смотреть, потому что ты видишь уже какие-то другие аспекты этого произведения. Уже не говоря о том, что есть понятие формы, есть понятие гармонии – практика в композиции, безусловно, на сильно влияет и на восприятие целого, и на способность слышать детали. Я, честно говоря, всем бы порекомендовал попробовать себя в сочинении музыки, не обязательно для этого быть композитором: ведь у каждого есть своя фантазия. Мы же все в принципе можем написать простой рассказ, никто для этого не заставляет нас закончить Литературный институт. Многие пишут стихи, замечательные стихи, при этом никогда этому не учились. То есть творчество, как мне кажется, естественное состояние для человека. Неслучайно ведь раньше композитор и исполнитель – это было одно целое.

– В одном интервью Вы рассказали, что музыка композиции «Впечатление» Вам приснилась. Как создавались другие части «Сюиты сказок»? Что послужило вдохновением?

– Вы знаете, по-разному происходило. Во–первых, «Сюита сказок» сочинялась конечно не сразу, я вообще, честно говоря сначала даже не знал, что это будет сюита. Был ряд произведений, которые постепенно сочинялись, потом я понял, что их можно объединить в единое целое и для этого не хватало еще одной–двух композиций. Их я сочинял уже специально, а три первые композиции появились спонтанно, не думал о том, что это потом будет единое цельное сочинение. Потом мы попробовали это поиграть с музыкантами – саксофонисткой и вокалисткой Аней Королевой и контрабасистом Игорем Иванушкиным. Проступили какие–то черты более крупного сочинения, и я решился взяться за него. Мы сначала играли это вчетвером: с барабанами, с Аней – с её саксофоном и вокалом, и контрабасом Игоря Иванушкина. Потом, уже в процессе неоднократных вступлений, мне вдруг стало понятно, что сюда можно очень здорово вписать струнный оркестр. Он будет дополнять, играть большие тутти, какие-то интересные фоны — то есть такое тембровое разнообразие мне привиделось. В результате появилась эта партитура, я очень долго над ней работал, потому что это очень трудно – без набитой руки. Мне приходилось искать рекомендации по разным учебникам, чтобы понять, как это лучше сделать.

– Вы с кем–то консультировались по ходу написание композиции?

– Да, я консультировался с замечательным композитором Артемом Агажановым, который немножко помог мне в этом деле.

Возвращаясь к Вашему предыдущему вопросу, единого источника вдохновения как такового не было. Единственное, что последняя часть сюиты – «Посвящение» адресована моей маме. Остальные все части – это скорее некий возникший музыкальный образ. Получалось даже так, что название приходило уже после написание музыки.

– У вас очень большая педагогическая практика. Как Вам кажется, что самое важное в работе педагога?

– Безусловно, это терпение. Вообще, надо заметить, что педагог– это не репетитор, не тот человек, у которого терпение включено в «работу». Педагогическая деятельность подразумевает более широкое понятие. Человек взрослеет рядом с тобой в течении минимум пяти лет, а то и больше. У меня есть студенты, с которыми я десять лет занимался. Взросление этого человека, со всеми его проблемами и сложностями, в том числе возрастными, – это очень ответственный период, и от педагога требуется понимание. А также выдержка, умение выносить всё, что иногда вытворяет студент. Для того, чтобы что–то передать ученику, нужно спокойное состояние.

– Вы являлись ассистентом Юрия Степановича, расскажите, дает ли он творческую свободу своим студентам или требует придерживаться его требований.

– Как только я закончил обучение у Юрия Степановича, он действительно взял меня своим ассистентом. В традициях Московской консерватории есть разные подходы. Была традиция, которая шла от Самуила Евгеньевича Фейнберга через Виктора Карповича Мержанова к Юрию Степановичу Слесареву. Ассистент должен был сидеть на всех уроках профессора. Больше того, Фейнберг заставлял своих ассистентов разучивать и в совершенстве владеть теми произведениями, которые играли студенты. Это была очень жесткая школа. Юрий Степанович придерживается другой манеры, он дает свободу и возможность ассистенту почувствовать себя педагогом. Ведь педагог должен быть личностью, а не просто получить диплом и начать работать. Есть определенное становление и развитие. Это сложный процесс, требующий свободы.

– Вы придерживайтесь такой же манеры преподавания? 


– Уже более 10 лет у меня свой класс. Что касается учеников, я стараюсь не задавливать личность человека. Мне кажется, это самое главное. Ведь некоторые вещи, которые я делаю, для кого – то могут явится штампом, а это уже не хорошо. Человек должен приобретать свой язык. Я просто подаю какой-то пример, показываю, как бы я это сделал, но никогда не настаиваю, если у ученика есть свое представление. Также делает и Юрий Степанович, этому я у него научился.

– Обращаетесь ли Вы сейчас за советом к профессору?

– Да, конечно. Это происходит довольно часто, и Юрий Степанович всегда дает очень точные рекомендации.

– Большое спасибо, будем с нетерпением ждать от Вас новых потрясающих сочинений.

 

Интервью провела студентка 2 курса КФИТКИ Наталья Поддубняк
(класс профессора, доктора искусствоведения Е.М. Шабшаевич, профессора, доктора искусствоведения А.Г. Алябьевой)



назад


Афиша

28
11/17

 
КОНЦЕРТ НАРОДНОГО ХОРА МГИМ им. А.Г. ШНИТКЕ


30
11/17

 
ИЗБРАННЫЕ СТРАНИЦЫ ВОКАЛЬНОЙ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ МУЗЫКИ



 

Последние новости
22-ноября-2017
Московский камерный Шнитке-оркестр принял участие в Днях Москвы в Вене. Интервью с художественным руководителем и участниками оркестра
21-ноября-2017
18 ноября ансамбль неаполитанских инструментов "Серенада" с успехом выступил в в Камерном зале МГАФ (абонемент № 162 "Редкости") и получил предложение от администрации продолжить участие в абонементных концертах филармонии в будущем сезоне!
21-ноября-2017
МГИМ им. А.Г. Шнитке прошел мониторинг качества подготовки кадров 2017 года
20-ноября-2017
Парадный зал Венской ратуши - открытие Дней Москвы в Вене 14 ноября 2017 года
20-ноября-2017
Оркестр "Виват, аккордеон!" МГИМ им. А.Г. Шнитке примет участие в Гала - концерте Международного фестиваля "Гармоника- Душа России"

 


 


© 2017, Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке.

Все права защищены.
123060, г. Москва, ул. Маршала Соколовского, д. 10
схема проезда

(499) 194-04-33 (499) 194-83-89 (факс)
info@schnittke-mgim.ru

создание сайта 

 


Любые материалы сайта могут быть использованы и опубликованы на другом сайте без предварительного согласования, при полном или частичном использовании материалов ссылка на источник www.schnittke-mgim.ru обязательна. Оффлайновые издания могут использовать материалы сайта только после письменного согласования с руководством института.