Новости
Учреждение, подведомственное Департаменту культуры города Москвы
 
 
Ru Eng
     
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Карта сайта

Приглашаем посетить концерты в рамках Концертной декады, посвященной 90-летию Альфреда Шнитке




Главная / Новости
 
Новости

Фестиваль в музыкальном доме Альфреда Шнитке «На пересечении прошлого и будущего». День восьмой

20-апреля-2018


19 апреля, в предпоследний день фестиваля «На пересечении прошлого и будущего», его слушателям был представлен еще один концерт камерной музыки, составленный из сочинений отечественных  композиторов.

В первом отделении программы выступили музыканты, так или иначе связанные с одной из старейших кафедр МГИМ им. А.Г. Шнитке – кафедрой народного исполнительского искусства. Это:  выпускница, а ныне доцент КНИИ, лауреат престижных Всероссийских и международных конкурсов, кандидат педагогических наук, солистка Национального академического оркестра народных инструментов им. Н.П. Осипова Кристина Шарабидзе (домра), выпускница колледжа МГИМ им. А.Г. Шнитке, исполнительница народных песен, романсов, художественный руководитель ансамбля “New Folk Trio”, лауреат Всероссийских и международных конкурсов Евгения Савинкина (народное пение) и студент 1 курса вуза Вадим Попов (аккордеон).

В начале и в завершении первого отделения концерта прозвучала музыка наших современников, широко известных композиторов Ефрема Подгайца и Михаила Броннера. В их обширном творчестве представлены и академические жанры, такие как симфония, опера, балет, различные ансамбли,  и сочинения для инструментов, относящихся к русским народным, а также произведения для оркестра русских народных инструментов.

Около 30 сочинений Е. Подгайца принадлежат к концертному жанру. Среди них – Концертино ор. 55, написанное для флейты, струнных и клавесина. Во второй редакции, созданной для известной домристки Натальи Липс, оно превратилось в дуэт домры и фортепиано. Четырехчастный цикл («Размышление», «Ариетта», «Шутка», «Рондо»), основанный на сопоставлении утонченных лирических и скерцозных, порой причудливо-гротескных образов,  Кристина Шарабидзе исполнила в сопровождении Виктории Спичак.  Внимание к мелким деталям, тонкость фразировки, особая мягкость звука, ритмическая отчетливость и изящество – вот, что отличало манеру игры данного ансамбля.

 

Вокальный цикл Михаила Броннера «Колыбельные песни» для народного голоса (Е. Савинкина) и фортепиано, также состоящий их четырех частей, прозвучал в сопровождении композитора. Текст цикла изложен на идише. Надо сказать, что М. Броннер является автором целого ряда символических произведений на еврейские темы, важнейшим из которых считает «Еврейский реквием» для 4-х солистов, смешанного и детского хоров и симфонического оркестра.  «Колыбельные песни» на прошлом фестивале прозвучали в версии для домры и фортепиано, созданной специально для К. Шарабидзе. В вокальном варианте как вступление к каждому номеру декламировался русский перевод текста, позволяющий лучше понять замысел автора. Ясность музыкального языка, сочетающаяся с красотой оригинальных звуковых комбинаций, – знаковая для композитора черта стиля, присущая и данному сочинению. Скорбное содержание последней песни, глубоко прочувствованное певицей, заставило слушателей вспомнить вновь  о трагической судьбе еврейского народа.

Выступление молодого аккордеониста Вадима Попова было не менее ярким, чем выступления вышеназванных опытных музыкантов. Он исполнил Сонату № 4  Анатолия Кусякова (1945-2007) – композитора, работавшего в самых разных жанрах, но получившего мировую известность благодаря сочинениям для баяна, а также балалайки. Своеобразна трехчастная структура сонаты, где динамичную и напряженную среднюю часть окружают философские медленные части. Как и в предыдущих произведениях,  сквозные мотивы и гармонические комплексы придают сонате особую интонационную целостность.  Значительность концепции, конфликтное столкновение образов, богатство исполнительских штрихов держали зал в большом напряжении вплоть до окончания произведения.

Целый ряд концертов фестиваля  был построен по принципу – от музыки авангардной к сочинениям, ставшим классикой ХХ столетия.  Такая драматургия позволяет проследить преемственность в языке композиторов разных эпох. Не стал исключением и вечер камерных произведений, прошедший на сцене зала концертного зала МГИМ им. А.Г. Шнитке 19 апреля. Во 2 отделении звучала музыка Игоря Федоровича Стравинского - редко исполняемая авторская версия для двух фортепиано  балета «Весна священная».

 

Как известно,  премьера балета в «Русских сезонах» Сергея Дягилева в Париже, обернулась  большим скандалом, не позволившим даже завершить спектакль.  Ни музыка Стравинского, с  ее  полиладовостью и  многозвучными   диссонантными   полиаккордами,  архаичными  попевками  и сложными взрывчатыми ритмами, ни хореография Вацлава Нижинского, стремившегося передать дух языческой древности, не были поняты публикой. Надо отметить, что музыка балета, из которой берет начало весь неофольклоризм, звучит современно и сегодня. Поразительным богатством тембров и их сочетаний отличается оркестровка данного сочинения. В фортепианной версии, пожалуй, еще большое значение, чем в симфонической партитуре, обретает метроритм. От исполнителей требуется максимальная точность, как при совпадении ритмических фигур, но чаще при одновременном сочетании совершенно разных, сложных ритмических рисунков. С данной задачей молодой дуэт, София и Павел Булаенко, справились достойно. Ансамбль сформировался в 2014 году. Ассистенты-стажеры МГК им. П.И. Чайковского по классу камерного ансамбля, София и Павел активно выступают, являются лауреатами Всероссийских и международных конкурсов. С 2017 года Павел Булаенко преподает на кафедре фортепианного искусства МГИМ им. А.Г. Шнитке.

Гениальная музыка Игоря Стравинского стала яркой заключительной кульминацией концерта. Впереди  последний день фестиваля, который будет отмечен масштабным событием – пресс-конференцией Ирины Шнитке и передачей архива Альфреда Шнитке в дар нашему институту!

 

Т.С. Лачинова



назад


Афиша

20
04/24

 
КОНЦЕРТНАЯ ДЕКАДА, ПОСВЯЩЕННАЯ 90-ЛЕТИЮ АЛЬФРЕДА ШНИТКЕ


21
04/24

 
КОНЦЕРТНАЯ ДЕКАДА, ПОСВЯЩЕННАЯ 90-ЛЕТИЮ АЛЬФРЕДА ШНИТКЕ


21
04/24

 
Концерт хоровой музыки


22
04/24

 
День виолончелиста в МГИМ им.А.Г.Шнитке


26
04/24

 
КОНЦЕРТ РУССКОГО НАРОДНОГО ХОРА МГИМ им. А.Г. Шнитке



 

Последние новости
15-апреля-2024
Студенты и сотрудники МГИМ им. А.Г. Шнитке приняли участие в общегородском субботнике.
07-апреля-2024
От всей души поздравляем с блестящей защитой диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Диденко Юрия Валерьевича и его научного руководителя доктора педагогических наук, доктора культурологии, профессора Щербакову Анну Иосифовну
05-апреля-2024
«Риск необходим. Каждый день все мы рискуем и поэтому начинаем что-то новое»
04-апреля-2024
«Не я пишу музыку, я лишь улавливаю то, что мне слышится …»
03-апреля-2024
31 марта 2024 года кафедра фортепианного искусства МГИМ им. А.Г. Шнитке совместно с Центром профессионального мастерства по направлению «Фортепиано инструментальных отделений» ДОПСКИ при Департаменте культуры города Москвы провели IV Всероссийский конкурс-фестиваль "Piano ad libitum" для обучающихся разных специальностей учебных заведений среднего профессионального образования в области культуры и искусства.

 


 


© 2024, Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке. Все права защищены.

Выходные данные сетевого издания "Вестник МГИМ им. А.Г. Шнитке".
123060, г. Москва, ул. Маршала Соколовского, д. 10
схема проезда

(499) 194-83-89
institutshnitke@culture.mos.ru

 


Любые материалы сайта могут быть использованы и опубликованы на другом сайте без предварительного согласования, при полном или частичном использовании материалов ссылка на источник www.schnittke-mgim.ru обязательна. Оффлайновые издания могут использовать материалы сайта только после письменного согласования с руководством института.