ИНТЕРВЬЮ
с участниками Баховских курсов, стипендиатами Ассоциации друзей искусства «VITA»: Антонио Бернальдо де Кирос Язама(Испания-Япония), Даниель Гомез Вильяроя (Испания), Родольфо Алберо Гарсия (Испания), Евой Медведко (Россия)
- Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями от мастер-класса.
Даниель:
- Вера Борисовна, с моей точки зрения, очень профессиональный музыкант, очень интересно объясняет и слышит музыку Баха. Меня поразила её энергия и темперамент, с которым она преподавала. Все её пожелания, все нюансы, которые она сказала мне сегодня, заставили меня немного по-другому осмыслить то, что я играю.
Антонио:
- Это замечательный опыт, где получил множество ценных советов. Я слушал, как она занималась и с другими пианистами, откуда смог вынести для себя очень много важного.
- Возникли ли у вас какие-нибудь сложности на этом мастер-классе?
Даниель:
- Я занимаюсь по русской пианистической школе. И все пожелания очень быстро понимал, потому что мы на одной волне. Практически все, что Вера Борисовна мне говорила, я понимал с полуслова, потому что мне это близко.
Антонио:
- Самым трудным для меня стало состояние неизвестности: «А что будет дальше?». Сначала было непонятно хорошо играю или плохо, а потом Вера Борисовна, смогла создать непринужденную атмосферу, в которой я сразу расслабился и почувствовал себя как дома.
Родольфо:
- Самым сложным оказалось для меня контролировать себя, свое тело (смеётся). В. Носина обратила на это внимание, сказав, что я очень темпераментно исполняю музыку И. Баха, «по-испански».
- Какой музыке в репертуаре Вы отдаете предпочтение?
Антонио:
- Очень люблю музыку русских композиторов, особенно Скрябина и Рахманинова, и, конечно, музыку испанских композиторов.
Родольфо:
- Для меня ближе музыка Шопена и Моцарта.
- Как вы относитесь к музыке Баха, близка ли Вам его музыка?
Антонио:
- В детстве много играл Баха, потом стал играть ее немного реже. А совсем недавно появилось огромное желание снова заняться его музыкой. Я не ожидал, что мне выпадет такая возможность поучаствовать в цикле Баховских курсов. Это подарок жизни и великолепная возможность получить уникальный исполнительский опыт.
Даниель:
- Для меня Бах – это самый глубокий композитор. Чтобы его играть, нужно обладать философским мышлением.
Студентки МГИМ имени А.Г. Шнитке Ирина Паранина, Юлия Якименко
ЕВА МЕДВЕДКО
- Ева, Вы дважды участвовали в открытых мастер-классах на Баховских курсах. Расскажите, пожалуйста, о своих впечатлениях.
- Мне очень понравились оба мастер-класса. Педагоги очень профессиональные музыканты и, как мне кажется, они особенно увлечены И.С. Бахом – «бахисты». Поэтому их замечания было особенно интересно послушать. Вера Борисовна и Кирилл Монорози показали разное понимание и трактовку музыки И.С. Баха. У Веры Борисовны ярко выражена советская, русская фортепианная школа, а у Кирилла Монорози преобладает европейский подход к И.С. Баху, поэтому оба преподавателя подсказали мне очень интересные вещи. Несмотря на то, что уже сегодня концерт и, конечно, сложно будет воспринять все замечания сразу, мне кажется, они добавили какую-то новую искру в моей игре, и я поняла, что даже небольшие замечания могут полностью изменить понимание всего произведения.
- Принимали ли Вы участие в других мастер-классах? В России, за рубежом?
- Да, принимала, особенно люблю мастер-классы Дмитрия Башкирова. У Веры Борисовны Носиной была в первый раз. Также проходила мастер-классы у Леонеля Моралеса, Александра Сергеевича Струкова и других пианистов.
- Какой музыке в Вашем репертуаре Вы отдаете набольшее предпочтение?
- Так сложилось, что мои любимые композиторы – это И. С. Бах и С. В. Рахманинов, и мне нравится такое сочетание. Музыка Баха выражает смирение, его очень интересно исполнять. С. В. Рахманинова особенно люблю исполнять за границей, и для иностранной публики музыка Сергея Васильевича часто воспринимается как необычная, так как она погружает в иную, русскую культуру с русскими образами, сказками, фольклором. Очень люблю играть, конечно же, романтическую музыку. Мой педагог говорит, что романтизм – это «конфетка», а барокко или классицизм с базовыми учебными произведениями – это «полезная каша». Я учусь у Дмитрия Алексеевича Карпова. Он ученик Мэри Симховны Лебензон, а она, прежде всего, ученица Александра Борисовича Гольденвейзера.
- Что для Вас означает участие в Баховских курсах? Это новый профессиональный опыт или нечто большее для Вас?
- Мне кажется, что это, прежде всего, обмен в области русско-испанской культуры. Например, с одним из участников, Дани Вильярроя, мы играем одну и ту же пьесу – «Испанские танцы» Мануэля де Фалья. С ним интересно играть, так как у нас разный подход к музыке. А участие в разных музыкальных мероприятиях для меня – это новые знакомства, на сегодняшний день – интересная и приятная возможность выступить в МГИМ имени А.Г. Шнитке, здесь я играю впервые. И я надеюсь на дельнейшее сотрудничество, новые концерты. А после Баховских курсов и выступления в Доме музыки нас ждут гастроли в Санкт-Петербурге и других городах России. В будущем мне хотелось бы переехать сюда жить и работать.
Студентка 1 курса МГИМ имени А.Г. Шнитке Чернэ Полина
(класс проф. Алябьевой А.Г.)