17 декабря 2018 года с большим успехом состоялся концерт симфонического оркестра МГИМ имени А. Г. Шнитке
20-декабря-2018
Музыкально-исторические этюды
«ВЕНА. МОЦАРТ. БРАМС. МАЛЕР.
ВЕЛИКИЕ СИМФОНИИ»
Часть первая
«Ты, Моцарт, бог…»
«Какая глубина!
Какая смелость и какая стройность!
Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь»
А. Пушкин
17 декабря 2018 года с большим успехом состоялся концерт симфонического оркестра МГИМ имени А. Г. Шнитке под управлением заслуженного артиста РФ, профессора И. Ю. Громова. Ведущей выступила доцент кафедры философии, истории, теории, культуры и искусства, музыковед О. В. Громова. Это первый концерт цикла шедевров мировой симфонической музыки, созданных в Вене, городе, с богатейшими культурными и музыкальными традициями.
Столица великой империи Габсбургов – Австро-Венгрии поражала своей архитектурой, великолепными дворцами, замками, изысканными парками. Но Вена 18-19 веков еще и музыкальный центр Европы, куда стремились многие композиторы. Именно с этим городом связано лучшее и наиболее плодотворное десятилетие жизни и творчества В. А. Моцарта. События жизни подавались в контексте цитат из писем Леопольда Моцарта, Вольфганга Амадея и их современников.
Кульминацией жанра симфонии в творчестве Моцарта служат три большие симфонии, написанные в наиболее сложный период его жизни в1788 году. Исследователи творчества считают, что они не исполнялись при жизни композитора. Симфония соль минор – наиболее загадочная в данной триаде. Самое совершенное и широко известное творение музыкального гения. Робинс Лэндон оценивает симфонию как «самое личное из всего, написанного Моцартом», но слишком гениальна эта музыка, чтобы попасть в разряд лирического дневника. Её романтики считали самой родственной своему мироощущению.
Это произведение многогранно, как многогранна сама жизнь, но главной, преобладающей, является сфера трагедийного. Контраст складывается между медленной частью и остальными частями цикла. Медленная часть – средоточие покоя, изысканности, тонкости, филигранности. Диалог струнных напоминает церемонные поклоны, выразительные жесты, речевые возгласы. Она наиболее сложна в исполнительском отношении. Разноплановость ритмики, интонационные контрасты, особенности фактуры, складывающейся из мельчайших мотивов - все это ставит задачи стройного идеального ансамбля. Вся музыкальная ткань проникнута мелодизмом: поет не только верхний, но и нижний, и средние голоса. Оркестровый колорит светлый, "воздушный", каждый тембр любовно показан - будь то теплое звучание струнных или "акварели" деревянных духовых и валторны. Оркестр блестяще справился со всеми сложностями, продемонстрировав удивительную слаженность.
Другие части цикла прозвучали в едином порыве: первая, задающая тон всему сочинению, взволнованная, стремительная, третья – действенная, необычный трагедийный менуэт и летящее аллегро финала. Исполнение симфонии было безупречным, дирижеру удалось выстроить единую драматургическую концепцию, превратив концерт в яркое событие.
Идея цикла концертов «Музыкально-исторические этюды» особенно хороша тем, что на каждом из них исполняется всего одна симфония, великая в своём многообразии. Это создаёт уникальное, неповторимо цельное впечатление.
Благодарим оркестр МГИМ имени А.Г. Шнитке и его главного дирижёра, заслуженного артиста России Игоря Юрьевича Громова, ведущую концерта – доцента Ольгу Викторовну Громову, и с нетерпением ждём следующего концерта!
|