Новости
Учреждение, подведомственное Департаменту культуры города Москвы
 
 
Ru Eng
     
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Карта сайта

Приглашаем посетить концерты в рамках Концертной декады, посвященной 90-летию Альфреда Шнитке




Главная / Новости
 
Новости

Музыкальные монологи и полилоги «На пересечении прошлого и будущего»

20-апреля-2019


Концерт камерно-инструментальной музыки, состоявшийся  в Концертном зале МГИМ имени А.Г. Шнитке 19 апреля 2019 года, как и многие другие концерты фестиваля в музыкальном доме Альфреда Шнитке «На пересечении прошлого и будущего», зримо продемонстрировал связь времён. Его программу составили произведения последнего столетия, от начала XX века до сегодняшнего дня. Как справедливо отметил во вступительном слове заслуженный артист России, профессор И.Ю. Громов, закономерно, что это были сочинения для духовых  — инструментов, которые по-настоящему многосторонне открылись для композиторского творчества только во второй половине XX века.

В концерте звучала музыка преимущественно романтического плана, убедительно доказывая, что романтическое в музыкальном искусстве не ограничено рамками стиля: это мировоззрение. Пронзительная лирическая нота, исповедальность явно проступали в сочинениях таких разных авторов, как А. Берг, Р. Бутри, М. Вайнберг, А. Жоливе, Н. Попов, Э. Сежурне, А. Томази. Трагический настрой, экспрессионистское напряжение особенно слышались в сочинениях Альбана Берга,  Андре Жоливе и Моисея Вайнберга – композиторов, чья судьба отразила сложные коллизии их эпохи, в том числе мировые войны. «Монолог Гамлета» Анри Томази прозвучал как грозное предостережение, как своего рода De profundis.

В романтическом контексте воспринималась и другая сторона музыкальной программы концерта, с ее декоративностью, красочностью, вниманием к тембру, фонизму. Особенно в этом отношении хотелось бы выделить два сочинения, написанные в XXI веке, которые завершали отделения: пьесу «si_nap_sis» для саксофона, электроники и видео московского молодого композитора Николая Попова и Концерт для маримбы и струнного оркестра выдающегося французского исполнителя на вибрафоне Эммануэля Сежурне. Оба произведения открывают новые перспективы использования этих инструментов, в том числе при помощи современных приёмов звукоизвлечения и обработки звука, а также мультимедийных технологий. Однако благодаря авторам и исполнителям  саксофон и маримба не только показали широкий диапазон технических и красочных возможностей, но  — неожиданно — предстали в лирико-драматическом ракурсе.

Среди композиторов, чьи сочинения исполнялись в этот вечер, особое место принадлежит Моисею Вайнбергу, столетие со дня рождения которого отмечается в текущем году. Его творчество, охватывающее широкий круг жанров, долгое время пребывало в забвении. Важной вехой в «открытии» наследия композитора стал Международный форум «Мечислав Вайнберг. Возвращение», который прошел в 2017 году в Большом театре. Именно там, среди прочего, в исполнении Сергея Петрова ярко прозвучал Концерт для кларнета с оркестром. Лауреат международных конкурсов, участник квинтета духовых инструментов Большого театра, преподаватель нашего института и в этот раз превосходно раскрыл глубину образного содержания и музыкальное богатство этого произведения.  Кончерто-гроссо (1-я часть Симфонии №10) Вайнберга написан несколько в другом стиле: он самобытно претворяет жанр барочного концерта, интерес к которому проявляли в конце 1960-1970-х годах многие композиторы, в том числе и Альфред Шнитке. Московский камерный  Шнитке-оркестр (художественный руководитель и дирижер И.Ю. Громов), в чьем репертуаре уже несколько кончерто-гроссо Шнитке, замечательно чутко и выразительно интерпретировал сочинения Вайнберга, подчеркнув скорее отличие метода Вайнберга от Шнитке. Экспрессивные соло скрипки и виолончели контрастировали мощным тутти оркестра, по-современному трактуя барочные сопоставления групп.

Как уже говорилось, героями вечера стали духовые и ударные инструменты. Это были либо впечатляющие монологи (Четыре пьесы для кларнета и фортепиано А. Берга, «Интерференция» для фагота  и фортепиано Р. Бутри, «Монолог Гамлета» для тромбона и фортепиано Анри Томази, «Песнь Линоса» для флейты и фортепиано Андре Жоливе, «si_nap_sis» Н. Попова), либо экспрессивные диалоги и полилоги (Кончерто-гроссо  и Концерт для кларнета с оркестром М. Вайнберга, Концерт для маримбы и струнных Э. Сежурне). И молодые, и уже опытные солисты —  Ильяс Абдрашев (маримба), Степан Боргояков (флейта), Александр Островский (кларнет), Глеб Салаев (тромбон), Анна Уханова (фагот), Сергей Петров (кларнет), Владимир Устьянцев (саксофон) продемонстрировали не только техническую умелость, виртуозность, но зрелое мастерство и понимание стилистики исполняемой музыки. Кафедру оркестрового мастерства во главе с ее заведующим профессором И.Ю. Громовым можно поздравить с настоящим прорывом! Будет несправедливым не упомянуть и о превосходных пианистах-ансамблистах, по праву разделивших успех со своими партнёрами: Екатерине Айзенштадт, Вячеславе Есакове, Нине Козловой, Татьяне Стекольщиковой.

Не будет преувеличением сказать, что публике, посетившей концерт, открылся новый звуковой мир, в разнообразные оттенки которого хочется погружаться вновь и вновь.

 

доктор искусствоведения, профессор кафедры философии,

истории, теории культуры и искусства Е.М. Шабшаевич



назад


Афиша

24
04/24

 
ТВОРЧЕСКАЯ ВСТРЕЧА И МАСТЕР-КЛАСС УЧЕНИКОВ Л.Б. ЕВГРАФОВА в рамках учебно-творческого проекта "Концерт для виолончели с оркестром. Практический курс"


25
04/24

 
Концерт участников учебно-творческого проекта "Концерт для виолончели с оркестром. Практический курс"


26
04/24

 
КОНЦЕРТ РУССКОГО НАРОДНОГО ХОРА МГИМ им. А.Г. Шнитке


26
04/24

 
Концерт исполнителей на духовых и ударных инструментах



 

Последние новости
23-апреля-2024
Связь времен: Альфред Шнитке и Дмитрий Шостакович
22-апреля-2024
Прямая трансляция концерта "День виолончелиста"
15-апреля-2024
Студенты и сотрудники МГИМ им. А.Г. Шнитке приняли участие в общегородском субботнике.
07-апреля-2024
От всей души поздравляем с блестящей защитой диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Диденко Юрия Валерьевича и его научного руководителя доктора педагогических наук, доктора культурологии, профессора Щербакову Анну Иосифовну
05-апреля-2024
«Риск необходим. Каждый день все мы рискуем и поэтому начинаем что-то новое»

 


 


© 2024, Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке. Все права защищены.

Выходные данные сетевого издания "Вестник МГИМ им. А.Г. Шнитке".
123060, г. Москва, ул. Маршала Соколовского, д. 10
схема проезда

(499) 194-83-89
institutshnitke@culture.mos.ru

 


Любые материалы сайта могут быть использованы и опубликованы на другом сайте без предварительного согласования, при полном или частичном использовании материалов ссылка на источник www.schnittke-mgim.ru обязательна. Оффлайновые издания могут использовать материалы сайта только после письменного согласования с руководством института.