Учреждение, подведомственное Департаменту культуры города Москвы
 
 
Ru Eng
     
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Карта сайта

24-25 ноября 2019 года состоится международный научный форум «Музыкальные миры Альфреда Шнитке»




Главная / Новости
 
Новости

Инструментальный театр «На пересечении прошлого и будущего». Центр Павла Слободкина

24-апреля-2019


Фестиваль «На пересечении прошлого и будущего» близится к своему завершению. Позади целый ряд запоминающихся концертов, мастер-классов, интересных творческих встреч, оперный спектакль, дискуссионные площадки и детско-юношеский конкурс композиции. Несомненно, одной из кульминаций фестиваля стал Концерт Московского камерного Шнитке-оркестра (художественный руководитель и дирижер – Заслуженный артист РФ, профессор И.Ю. Громов), состоявшейся 23 апреля в Театрально-концертном центре Павла Слободкина. Насыщенная и прекрасно выстроенная в драматургическом отношении программа включала сочинения Альфреда Шнитке, музыку его кумиров – Игоря Стравинского и Дмитрия Шостаковича, а также произведение мало известного отечественным слушателям швейцарского композитора ХХ века Франка Мартена.

Своеобразная трехчастная форма сложилась в первом отделении музыкального вечера, где крайние разделы были представлены жанром инструментального многочастного концерта, контраст к которым составила одночастная баллада.

Первым номером был исполнен  Концерт для струнного оркестра in D («Базельский») И. Стравинского. Это сочинение, созданное в 1946 году,  завершает серию неоклассицистских концертов композитора, являясь своего рода квинтэссенцией его концертного стиля. В условиях жесткого тембрового самоограничения, используя приемы уплотнения и разрежения фактуры, композитор мастерски создает в оркестровой ткани эффект концертирования. Графическая ясность партитуры при преобладании сложных подвижных ритмов потребовала от музыкантов идеальной слаженности ансамбля. С этой задачей дирижер и коллектив оркестра справились блестяще.

Стравинский для Шнитке – своего рода alter ego («другое я»). Не случайно его творчеству он посвятил две статьи. В том числе композиторов сближает и широкое обращение к жанру концерта, и претворение в нем некоторых особенностей музыкального мышления эпохи барокко. Но, прозвучавший Кончерто-гроссо № 6 для фортепиано, скрипки и струнного оркестра, последний из concerto grosso  А. Шнитке, отличали в сравнении с  изящным и небольшим по масштабам, жизнеутверждающим «Базельским концертом»   драматическая напряженность образов и философская глубина. Концертмейстер института Екатерина Айзенштадт (фортепиано), солистка «Шнитке-оркестра» Валерия Кравцова (скрипка) и весь оркестр в целом в полной мере раскрыли трагедийную сущность данного сочинения, отражающего духовные искания композитора.

В центре первого отделения прозвучала Баллада для флейты и оркестра Ф. Мартена. Ее исполнила лауреат Международного конкурса, солистка оркестра аутентичных инструментов Pratum Integrum, доцент Московской консерватории им. П.И. Чайковского Ольга Ивушейкова. Интересно использование здесь додекафонной техники в сочетании с  явной опорой на традиции, идущие от импрессионизма, с его особой красочностью музыкального языка. На протяжении всего произведения композитор сопоставляет две образные сферы – остро-импульсивную и лирико-пасторальную. В первой из них импровизационность и виртуозность партии флейты дополняли более определенные ритмы оркестра. И вновь коллектив исполнителей достойно справился с поставленной технической задачей, добившись ясности звучания и голосоведения.

Второе отделение концерта было задумано как еще одно посвящение Году театра. Оно продолжило линию, идущую от постановки оперной студией МГИМ им. А.Г. Шнитке оперы Родиона Щедрина «Не только любовь», показанной на фестивале 17 апреля.

Вокальный цикл Д. Шостаковича «Из еврейской народной поэзии», в оригинале написанный для сопрано, контральто, тенора и фортепиано, был представлен солистами оперной студии Валерией Маркеловой и Анастасией Шишкиной (сопрано), Светланой Злобиной, Татьяной Балугиной и Екатериной Пыжовой (меццо-сопрано), Артемом Поповым (тенор) и Павлом Смирновым (тенор) в сопровождении оркестра.

«Я проверяю людей по отношению к евреям», - говорил Д.Д. Шостакович. По его мнению, в этом народе «сконцентрировалась вся человеческая беззащитность». Тема страданий еврейского народа получила воплощение и в других сочинениях композитора – достаточно вспомнить «Бабий Яр» из 13 симфонии.  Части цикла «Из еврейской народной поэзии» нельзя назвать романсами и песнями в традиционном понимании, скорее это – драматические сцены, продолжающие традиции вокального творчества М.П. Мусоргского. Подобная интерпретация жанра дала возможность «разыграть»  каждый номер, используя сценические костюмы и реквизит (автор сценографии – преподаватель кафедры вокального искусства и оперной подготовки Алексей Большаков). Молодые артисты очень искренне и правдиво через выразительность вокально-речевой интонации и пантомимы раскрывали чувства и переживания каждого персонажа.

Апофеозом концерта стало исполнение музыки А. Шнитке «По мотивам Н.В. Гоголя». «Музыкально-инструментальный театр» – так определил жанр композиции ее автор и аранжировщик И. Громов. Идея инструментального театра, зародившаяся в середине прошлого века и воплотившаяся в некоторых сочинениях Д. Кейджа, К. Штокхаузена, Я. Ксенакиса, Л. Берио, сохраняет актуальность и сегодня. Соединение вербального, визуального и музыкального рядов при наличии ясно выраженной концепции всегда интересно зрителю-слушателю. Как и в предыдущем сочинении, оркестр был дополнен небольшой духовой группой, но в качестве солистов выступили исполнители на струнных инструментах: Чичиков-отец – Тихон Гладкий (альт), Чичиков-сын – София Шевчук (скрипка); Манилов – Николай Разумовский (виолончель), Лиза Манилова – София Насибулина (скрипка); Акакий Акакиевич – Тимофей Камалов (альт), Мечта – Валерия Кравцова (скрипка), Автор -  И.Ю. Громов (мелодекламация). Таким образом, ироничный гоголевский текст и гротесковая по характеру музыка Шнитке, основанная на соединении банального и оригинального, были дополнены жестами, мимикой и элементами пантомимы. И вновь артисты, скорее всего, впервые соприкоснувшись с явлением инструментального театра,  достойно справились с поставленной задачей.

Все концертные  номера,  прозвучавшие в Центре Павла Слободкина, нашли самый теплый и восторженный прием у публики. Хочется отметить, что это уже третья программа, представленная с участием «Шнитке-оркестра» на фестивале. Двигаясь к своему первому скромному юбилею (5 лет со дня создания), коллектив поднимается на новую вершину профессионального мастерства. 

 

 

преподаватель  кафедры философии, истории, теории культуры и искусства МГИМ имени А.Г. Шнитке Лачинова Т.С.

 

 



назад


Афиша


 

Последние новости
20-июля-2019
Информация для абитуриентов ассистентуры-стажировки
15-июля-2019
Студент музыкального колледжа Даниил Умнов (кафедра фортепианного искусства, класс преп. В.С. Каменевой) удостоен первой премии Международного конкурса FEURICH в г.Вена (Австрия). Поздравляем!
15-июля-2019
Магистрант кафедры фортепианного искусства Ким Хванхи (класс профессора Р.Р. Шайхутдинова) удостоен первой премии Международного конкурса IMA в г. Прага (Чехия). Пианист принял участие в заключительном концерте лауреатов, состоявшемся в Доме-музее Антонина Дворжака. Поздравляем!
09-июля-2019
27-июня-2019
Вручение дипломов выпускникам ВУЗа и колледжа

 


 


© 2019, Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке.

Все права защищены.
123060, г. Москва, ул. Маршала Соколовского, д. 10
схема проезда

(499) 194-04-33 (499) 194-83-89 (факс)
info@schnittke-mgim.ru

создание сайта 

 


Любые материалы сайта могут быть использованы и опубликованы на другом сайте без предварительного согласования, при полном или частичном использовании материалов ссылка на источник www.schnittke-mgim.ru обязательна. Оффлайновые издания могут использовать материалы сайта только после письменного согласования с руководством института.