Новости
Учреждение, подведомственное Департаменту культуры города Москвы
 
 
Ru Eng
     
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Карта сайта

Приглашаем посетить концерты в рамках Концертной декады, посвященной 90-летию Альфреда Шнитке




Главная / Новости
 
Новости

Сергей Васильевич Рахманинов. Концерты для фортепиано с оркестром. К 150-летию со дня рождения композитора

01-апреля-2022


29 марта в Концертном зале РАМ им. Гнесиных Московский государственный институт музыки им. А. Г. Шнитке и Российская академия музыки им. Гнесиных открыли совместный творческий проект, посвященный 150-летию С.В. Рахманинова «Сергей Васильевич Рахманинов. Концерты для фортепиано с оркестром». Художественным руководителем проекта выступил народный артист России, профессор Владимир Павлович Овчинников. В концерте приняли участие: народные артисты России Владимир Овчинников и Юрий Розум, Симфонический оркестр МГИМ им. А.Г. Шнитке под руководством заслуженного артиста России, профессора Игоря Громова, а также студентки класса профессора В.П. Овчинникова лауреаты Всероссийских и международных конкурсов Мария Прошина и Анастасия Махамендрикова.

Программа 29 марта наметила важнейшие вехи в рахманиновском творческом пути. Его начало – это два ранних произведения, созданных в 1891 году – «Юношеская» симфония и Первый фортепианный концерт.

Продолжая в своей симфонии традиции Чайковского, юный композитор определяет для себя пути развития жанра, направляя их в русло поэмности, с целостной одночастной композицией с «программным» подтекстом основных образов, уже охватывающих широкий спектр – от инфернально-зловещих до задушевно-лирических.

 Фа-диез минорный фортепианный концерт становится центральным произведением раннего периода. Он развивает подчеркнуто эмоциональную, возвышенно-приподнятую стилистику романтических концертов Шопена, Листа, Грига, Рубинштейна, Чайковского, на этой основе создавая свой художественный мир, в котором сочетается мужественная героика, драматический пафос и лирическая мечтательность, погружение в светлое созерцательное состояние. Сам композитор отметил значимость своего концерта: он обозначил его первым опусом, а позже - в 1917 году - возвратился к его тексту для создания новой редакции, которая и прозвучала в концерте.

Второй фортепианный концерт c-moll ор.18 – является яркой кульминацией не только в творчестве Рахманинова, но и в развитии жанра в целом. Он словно открывает эпоху ХХ столетия, насыщенную великими трагическими событиями и грандиозными свершениями. Развивая контрастную образную антитезу, оформившуюся в Первом концерте, композитор раздвигает ее смысловое пространство до эпического уровня обобщения в процессе последовательного, по-бетховенски целеустремленного, развития.

 

В результате в программе концерта выстроилось своеобразное crescendo – от эскизной одночастной симфонии через уже сложившийся и в полной мере демонстрирующий черты раннего стиля Первый концерт к эпохальному Второму концерту.  В его воплощении приняли участие признанные Мастера и студенты.  При этом художественный диалог старшего и молодого поколения развернулся внутри концертных циклов. Так, основополагающую первую часть фа-диез минорного концерта представил Владимир Павлович Овчинников. Его интерпретация сочетала в себе ясную целеустремленность развития и свободу выражения: мощные нарастания, яркие кульминации сменялись проникновенными лирическими высказываниями, формируя единое смысловое поле. Мария Порошина играла дополняющие Andante и Allegro vivace, более «открытые», фрагментарные в своем драматургическом решении части, с акцентом на иррационально-интуитивной стороне содержания.

Наоборот, во Втором концерте первое Moderato, уже глубоко пережитое не только профессиональными музыкантами, но и широкой публикой, прозвучало в исполнении Анастасии Махамендриковой, тогда как сложное в образно-эмоциональном плане, предполагающее значительный духовный опыт, мистически-созерцательное Adagio sostenuto и насыщенный мощными энергетическими выплесками, подготавливающий генеральную кульминацию всего цикла финал представил Юрий Александрович Розум. В таком рассредоточении можно увидеть непосредственное, выражение преемственности поколений, органичное прорастание новых «побегов» из мощной основы отечественного пианизма.

Столь разные исполнительские интерпретации были объединены оркестровой линией подчеркнуто волевого характера, с крупным драматургическим штрихом, что заставляло вспомнить собственные рахманиновские решения. Игорь Юрьевич Громов особое внимание уделил созданию в исполняемых произведениях целостной формы, выстраивая рельефные динамические волны, выявляя в партитуре длительные мелодические контрапункты.

 

Публика горячо встретила музыкантов и высоко оценила их выступления. Предваряя концерт, руководитель проекта В. П. Овчинников и ректор МГИМ им. А. Г. Шнитке А. И. Щербакова говорили о насущной необходимости живого творческого общения. 29 марта это общение, безусловно, состоялось, и хотелось бы надеяться, что никакие трудности не помешают будущим встречам.

Следующий концерт проекта состоится 14 апреля в Концертном зале РАМ им. Гнесиных.

 

Доцент, кандидат искусствоведения Егорова М. А.

 



назад


Афиша

20
04/24

 
КОНЦЕРТНАЯ ДЕКАДА, ПОСВЯЩЕННАЯ 90-ЛЕТИЮ АЛЬФРЕДА ШНИТКЕ


21
04/24

 
КОНЦЕРТНАЯ ДЕКАДА, ПОСВЯЩЕННАЯ 90-ЛЕТИЮ АЛЬФРЕДА ШНИТКЕ


21
04/24

 
Концерт хоровой музыки


22
04/24

 
День виолончелиста в МГИМ им.А.Г.Шнитке


26
04/24

 
КОНЦЕРТ РУССКОГО НАРОДНОГО ХОРА МГИМ им. А.Г. Шнитке



 

Последние новости
15-апреля-2024
Студенты и сотрудники МГИМ им. А.Г. Шнитке приняли участие в общегородском субботнике.
07-апреля-2024
От всей души поздравляем с блестящей защитой диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Диденко Юрия Валерьевича и его научного руководителя доктора педагогических наук, доктора культурологии, профессора Щербакову Анну Иосифовну
05-апреля-2024
«Риск необходим. Каждый день все мы рискуем и поэтому начинаем что-то новое»
04-апреля-2024
«Не я пишу музыку, я лишь улавливаю то, что мне слышится …»
03-апреля-2024
31 марта 2024 года кафедра фортепианного искусства МГИМ им. А.Г. Шнитке совместно с Центром профессионального мастерства по направлению «Фортепиано инструментальных отделений» ДОПСКИ при Департаменте культуры города Москвы провели IV Всероссийский конкурс-фестиваль "Piano ad libitum" для обучающихся разных специальностей учебных заведений среднего профессионального образования в области культуры и искусства.

 


 


© 2024, Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке. Все права защищены.

Выходные данные сетевого издания "Вестник МГИМ им. А.Г. Шнитке".
123060, г. Москва, ул. Маршала Соколовского, д. 10
схема проезда

(499) 194-83-89
institutshnitke@culture.mos.ru

 


Любые материалы сайта могут быть использованы и опубликованы на другом сайте без предварительного согласования, при полном или частичном использовании материалов ссылка на источник www.schnittke-mgim.ru обязательна. Оффлайновые издания могут использовать материалы сайта только после письменного согласования с руководством института.