Новости
Учреждение, подведомственное Департаменту культуры города Москвы
 
 
Ru Eng
     
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Карта сайта

Приглашаем посетить концерты в рамках Концертной декады, посвященной 90-летию Альфреда Шнитке




Главная / Новости
 
Новости

«Есть любовь, и она сильнее всего!». Концерт Московского симфонического Шнитке-оркестра в Оркестрионе.

27-марта-2023


23 марта 2023 года Московский симфонический Шнитке-оркестр под руководством заслуженного артиста России, профессора Игоря Громова выступил в московском концертном зале «Оркестрион» с новой программой: «Dona nobis pacem…» («Даруй нам мир»). «Мир и война» - так можно обозначить ряд произведений, прозвучавших на этом вечере.

Первое отделение было посвящено «мирной» - яркой, мажорной - музыке П. И. Чайковского: открыл концерт Вальс из «Евгения Онегина» (в оркестровом переложении), после которого был исполнен Концерт для скрипки с оркестром ор. 35. Характерно, что оба произведения написаны в солнечном D-dur, который подчеркивает блеск и насыщенность светлых красок в художественном мире этих сочинений. Игорь Юрьевич Громов выделил в Вальсе напряженность сопоставления минорных и мажорных фрагментов, предвещающих трагический конфликт главных героев оперы, тогда как скрипичный концерт в исполнении Шнитке-оркестра продемонстрировал свой феерический художественный мир в его полной гармонии. В этом большую роль сыграла тонкая, поэтичная интерпретация концерта, представленная солисткой Елизаветой Бабич, студенткой I курса ВУЗа, в которой именно лирическим фрагментам было уделено особое внимание. Лирическая основа проявилась не только в элегической Канцонетте, но и в объемном, многоплановом Allegro I части.

Во втором отделении творческого вечера прозвучала французская послевоенная музыка трагико-драматического плана. Концерт для фагота, струнных, арфы и фортепиано А. Жоливе, созданный в 1953-54 годах, последовательно развивает драматическую концепцию, в которой противопоставлены страдания и развлечения, созерцание и активное действие, романтически-возвышенная стилистика и стилистика ХХ века в ее экспрессионистском и джазовом преломлении.  Антитетичность содержания концерта предопределила его неоклассицистские черты, в частности обращение к четырехчастному трио-сонатному циклу, характерное концертирование трех инструментов – фагота (Анна Уханова), арфы (Анастасия Арсентьева) и фортепиано (Екатерина Радзецкая). Концерт Жоливе считается одним из труднейших для фагота, который прозвучал у Анны Ухановой с лирической выразительностью.

Третья симфония Онеггера («Литургическая») (1946) также относится к послевоенным опусам, в которых военная тема, связанная с образами насилия, страдания и протеста, продолжает свое развитие.   Симфония Онеггера задумывалась композитором как реквием, для которого он сочинил собственные хоралы, отличающиеся трагической изломанностью мелодического контура. В каждой из трех частей симфонии происходит характерное для жанра заупокойной мессы взаимодействие активных, драматических образов и светлой лирики. Если в I части – Dies irae - лирика словно растворяется в череде энергично-агрессивных тем, то во II части – De profundis clamavi - она выходит на первый план, являя собой светлый бесконечный поток. ассоциирующийся с картинами мирной жизни, противостоящий вторжению трагического остинато в центральном эпизоде. Особую масштабность конфликт приобретает в финале – Donna nobis pacem, в котором после драматического рондо, насыщенного действенно-агрессивными темами, звучит масштабная просветленная кода. Символом этого просветления становится лейттема птицы, в своем развитии объединяющая все три части симфонического цикла.

Игорь Юрьевич Громов трактует симфонию с исключительным трагизмом. В своем предисловии к концерту он пишет: «С удивительной регулярностью человек создает сначала в себе, а затем вокруг себя рукотворные беды и катастрофы. … Постепенно человек справляется с разрушительными силами вокруг и, главное, внутри себя. Он достигает желаемого теперь света и покоя. Но почему-то и теперь, здесь «на небесах» звучат отголоски пусть и преображенной, но той же самой темы варварского разрушительного марша. Это значит, что тема эта жива в сердце человека и будет накапливать силы для нового Dies irae».

Шнитке-оркестр в симфонии Онеггера с утрированной силой проводит все действенно-агрессивные темы, при этом последовательно одухотворяя лирическую линию, достигающую своей кульминации в финальной коде. Особенно впечатлило «невесомое», «неземное» звучание хорала струнных (Adagio) в этом разделе. Оно было продолжено в малеровском Adagietto, прозвучавшим после завершения основной программы. Это заставило вспомнить комментарии самого композитора к симфонии, цитирующие строки Поля Клоделя из мистерии «Жанна д’Aрк на костре»:

«Есть радость, и она сильнее всего!

Есть любовь, и она сильнее всего!

Есть Бог, и он сильнее всего!»

 

доцент, кандидат искусствоведения Егорова М. А.

 

 

От дирижера...

«Чем дольше живу, тем больше удивляюсь такому поразительному порождению земной цивилизации, как ЧЕЛОВЕК. Проходят столетия, проходят тысячелетия… С одной стороны, благодаря техническому прогрессу кардинально меняются внешние условия жизни человека. А с другой … Так ли кардинально изменилась внутренняя, глубинная сущность человека? Освобождает ли глобальная информационная система, в том числе, знание исторического опыта от тех самых пороков, с которыми испокон веков пытается бороться человек: не убий, не укради, не лги?

С удивительной регулярностью человек создаёт сначала в себе, а затем вокруг себя рукотворные беды и катастрофы. Единственным, пожалуй, позитивным результатом страшных человеческих катаклизмов являются шедевры искусства, ими порождённые и их осмыслению посвящённые. И чем страшнее событие, тем сильнее и масштабнее создаваемые произведения искусства. Так исполняемая сегодня симфония Онеггера была написана сразу после окончания второй мировой войны.

Трёхчастная структура симфонии Онеггера и ее содержательная сторона наводят на мысль о том, что подобно тому, как существует круговорот воды в природе, так существует и круговорот в душе человека.

Сначала человек устраивает катастрофу, Dies irae, День гнева и беды, в результате чего проваливается в страшную пропасть. Затем, насытившись бедой и разрушением, из глубины бездны (De profundis) он смотрит на небеса и стремится к обретению света, покоя, красоты. Но выбраться из бездны не так просто, как в неё провалиться. Человек молит небеса о помощи в этом - Dona nobis pacem! Постепенно человек справляется с разрушительными силами вокруг и, главное, внутри себя. Он достигает желаемого теперь света и покоя. Но почему-то и теперь, здесь «на небесах» звучат отголоски пусть и преображенной, но той самой темы варварского разрушительного марша. Это значит, что тема эта жива в сердце человека и будет накапливать силы для нового Dies irae. И будет новый De profundis, и новый призыв Dona nobis pacem! Но это будет уже другая симфония и другого композитора. А сегодня мы исполняем Третью «Литургическую» симфонию Артюра Онеггера».

Игорь Громов

 

 



назад


Афиша

20
04/24

 
КОНЦЕРТНАЯ ДЕКАДА, ПОСВЯЩЕННАЯ 90-ЛЕТИЮ АЛЬФРЕДА ШНИТКЕ


21
04/24

 
КОНЦЕРТНАЯ ДЕКАДА, ПОСВЯЩЕННАЯ 90-ЛЕТИЮ АЛЬФРЕДА ШНИТКЕ


21
04/24

 
Концерт хоровой музыки


22
04/24

 
День виолончелиста в МГИМ им.А.Г.Шнитке


26
04/24

 
КОНЦЕРТ РУССКОГО НАРОДНОГО ХОРА МГИМ им. А.Г. Шнитке



 

Последние новости
15-апреля-2024
Студенты и сотрудники МГИМ им. А.Г. Шнитке приняли участие в общегородском субботнике.
07-апреля-2024
От всей души поздравляем с блестящей защитой диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Диденко Юрия Валерьевича и его научного руководителя доктора педагогических наук, доктора культурологии, профессора Щербакову Анну Иосифовну
05-апреля-2024
«Риск необходим. Каждый день все мы рискуем и поэтому начинаем что-то новое»
04-апреля-2024
«Не я пишу музыку, я лишь улавливаю то, что мне слышится …»
03-апреля-2024
31 марта 2024 года кафедра фортепианного искусства МГИМ им. А.Г. Шнитке совместно с Центром профессионального мастерства по направлению «Фортепиано инструментальных отделений» ДОПСКИ при Департаменте культуры города Москвы провели IV Всероссийский конкурс-фестиваль "Piano ad libitum" для обучающихся разных специальностей учебных заведений среднего профессионального образования в области культуры и искусства.

 


 


© 2024, Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке. Все права защищены.

Выходные данные сетевого издания "Вестник МГИМ им. А.Г. Шнитке".
123060, г. Москва, ул. Маршала Соколовского, д. 10
схема проезда

(499) 194-83-89
institutshnitke@culture.mos.ru

 


Любые материалы сайта могут быть использованы и опубликованы на другом сайте без предварительного согласования, при полном или частичном использовании материалов ссылка на источник www.schnittke-mgim.ru обязательна. Оффлайновые издания могут использовать материалы сайта только после письменного согласования с руководством института.