Новости
Учреждение, подведомственное Департаменту культуры города Москвы
 
 
Ru Eng
     
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Карта сайта

Концерт к 30-летию Московского государственного института музыки имени А.Г. Шнитке




Главная / Новости
 
Новости

Классика и джаз без границ

12-апреля-2023


7 марта в концертном зале МГИМ имени А.Г. Шнитке состоялся концерт «Классика и джаз без границ». Исполнители – доценты кафедры народных инструментов, лауреаты международных конкурсов Сергей Осокин (аккордеон) и Кристина Шарабидзе (домра) представили увлекательную программу – музыкальное «ассорти». Как отметила в своем вступительном слове ведущая концерта «для этого дуэта не существует стилистических рамок, а их исполнительское творчество дополняется уникальными авторскими аранжировками и яркими музыкальными решениями».

Концерт открыли «Шесть румынских народных танцев» Белы Бартока, запомнившиеся, в первую очередь, пестрым ладовым колоритом. Здесь присутствовала и тонкая лирика, и томная «ориентальная» хроматика, и раздольная пляска в заключительном танце. Затем прозвучала «Ария» барочного английского композитора Джона Эклса с характерным нисходящим «жалобным басом» (риторическая фигура, распространённая в эпоху барокко) в партии аккордеона, аккомпанирующего сдержанно-скорбному «пению» домры. За ней последовала еще одна композиция английского композитора Джона Дауленда – инструментальная версия песни конца XVI века «Может ли она простить мои ошибки?», примечательная красочной модальностью, которая отличает музыку эпохи Возрождения.

Следующий раздел концерта был посвящён авторским транскрипциям Кристины Шарабидзе, которая в дуэте с Викторией Спичак (фортепиано) исполнила три пьесы Жана-Филиппа Рамо – «Дикари», «Нежные вздохи» и «Циклопы». Обильная и изобретательная мелизматика, столь типичная для эпохи французских клавесинистов, удивительно логично трансформировалась в тремоло – штрих, являющийся одним из основных для игры на домре. Также прозвучали три известных пьесы из «Григ-сюиты» выдающегося домриста, преподавателя МГИМ имени А.Г. Шнитке и учителя Кристины Шарабидзе Сергея Лукина – «Утро», «Ноктюрн» и «В пещере горного короля». Кто бы мог подумать, что григовский «Ноктюрн», изначально написанный для фортепиано, может так органично звучать на домре! С. Лукин интерпретировал оригиналы Грига довольно свободно; в частности, в последней пьесе появилась виртуозная партия, порученная домре, «оплетающая» тему затейливой орнаментикой. Части сюиты перетекали друг в друга почти незаметно, словно этапы развития одного большого произведения. В новом, для слушателей, тембровом прочтении дуэта преобразилась и классика Дебюсси «Девушка с волосами цвета льна».

Во втором отделении концерта звучали джазовые композиции – сначала в сольном варианте аккордеониста Сергея Осокина, который виртуозно исполнил три пьесы, включающие в себя «комплект» типично джазовых атрибутов: хроматические сдвиги, извилистые мелодии-пассажи, острую, прихотливую ритмику и переменные размеры (Ришар Гальяно – «Fou Rire», Хосе Кано – «Сын Луны», Анри Бетти – «Это так хорошо»). Композиция «Сын луны» – это уникальное авторское переложение Сергея Осокина песни испанской поп-рок группы «Mecano». Она стала особенно интригующей в своем изобретательном многообразии: ярко-виртуозная, с интересными аккордовыми сопоставлениями и терпкими диссонантными созвучиями. После этого Кристина Шарабидзе и Сергей Осокин исполнили знаменитую «Самбу на одной ноте» Антонио Карлоса Жобима и «Douce Ambiance» Джанго Рейнхардта – миниатюрные, но бодряще-энергичные пьесы с очень обаятельными, легко ложащимися на слух мотивами и танцевальной упругостью.

В заключение концерта прозвучали два известнейших танго Астора Пьяццолы, без сочинений которого не обходится ни один репертуар аккордеониста – «Обливион» и «Либертанго» (Пьяццола-Осокин). Последнее было украшено новым вступлением и совместной импровизацией солистов – С. Осокина и К. Шарабидзе.

Концерт «Классика и джаз без границ» был примечателен в первую очередь творческой синергией исполнителей. Каждый из них раскрыл разные грани своего мастерства и таланта, как в дуэте, так и в сольных выступлениях. Концерт логично выстроился по блокам: народная музыка – эпоха Возрождения и барокко – «классика» (романтизм и начало XX века) – джаз и эстрада. Такое стилевое разнообразие не позволило публике устать. Программа заняла немногим более часа, но благодаря своей насыщенности не показалась чересчур короткой или непродуманной. Зал ещё долго провожал музыкантов восторженными аплодисментами, и они вновь вернулись на сцену для поклона.

 

Студент колледжа МГИМ имени А.Г. Шнитке

Грицай Павел

(класс преподавателя Якименко Ю.В.)

 

 



назад


Афиша


 

Последние новости
01-июля-2024
Поздравляем Тарасенко Полину студентку кафедры философии, истории, теории культуры и искусства МГИМ имени А.Г. Шнитке, ставшую призером в номинации "Теория и история музыки" в Общероссийском конкурсе «Молодые дарования России 2024» и ее научного руководителя, доцента Громову Ольгу Викторовну. Желаем дальнейших побед и творческих свершений!
17-июня-2024
Поздравляем доцента кафедры философии, истории, теории культуры и искусства Ольгу Викторовну Громову с заслуженной победой на Городском конкурсе профессионального мастерства «Московские Мастера» по профессии «Преподаватель в сфере искусства» в 2024 году!
25-апреля-2024
День виолончелиста в МГИМ имени А.Г. Шнитке. Интервью с народным артистом России Александром Рудиным
23-апреля-2024
Связь времен: Альфред Шнитке и Дмитрий Шостакович
22-апреля-2024
Прямая трансляция концерта "День виолончелиста"

 


 


© 2024, Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке. Все права защищены.

Выходные данные сетевого издания "Вестник МГИМ им. А.Г. Шнитке".
123060, г. Москва, ул. Маршала Соколовского, д. 10
схема проезда

(499) 194-83-89
institutshnitke@culture.mos.ru

 


Любые материалы сайта могут быть использованы и опубликованы на другом сайте без предварительного согласования, при полном или частичном использовании материалов ссылка на источник www.schnittke-mgim.ru обязательна. Оффлайновые издания могут использовать материалы сайта только после письменного согласования с руководством института.