Новости
Учреждение, подведомственное Департаменту культуры города Москвы
 
 
Ru Eng
     
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Карта сайта

Театр-школа оперного искусства МГИМ им. А.Г. Шнитке. Художественный руководитель и дирижер – заслуженный артист РФ, профессор Игорь Громов.




МГИМ им. А.Г. Шнитке / Новости
 
Новости

Юбилейный концерт Игоря Юрьевича Громова в стенах Alma mater

02-октября-2025


20 сентября в Первом Московском областном музыкальном колледже состоялся концерт, приуроченный к 65-летию выпускника этого учебного заведения, выдающегося дирижера, заслуженного артиста России, заведующего кафедрой оркестрового дирижирования МГИМ им. А. Г. Шнитке — профессора Игоря Юрьевича Громова.

Юбилейный концерт стал, своего рода, прологом к концертно-театральному триптиху «Мажоро-минор 65. Юбилейная симфония», который пройдет с 5 по 14 октября 2025 года в Москве.

В программу вошли произведения композиторов Ф. Шуберта, П. Чайковского, Г. Канчели, А. Шнитке. На сцене выступил Юношеский Симфонический Шнитке-оркестр при участии солистов Театра-школы оперного искусства МГИМ им. А.Г. Шнитке Анастасии Савиной (сопрано), Владимира Пушкарева (тенор).

Концерт поразил своей масштабностью, организованностью, высокой мотивацией исполнителей. Удивила также разнообразная программа с весьма разнохарактерными произведениями, которая напоминала трёхчастную композицию, где крайние произведения отобразили радостную и порой даже шутливую атмосферу (Ф. Шуберт Симфония № 6 C-dur и музыка А. Шнитке в аранжировке И. Громова «По мотивам Н. В. Гоголя. Музыкально-инструментальный театр»), а середина была наполнена более драматичными и трагичными образами (П. Чайковский Сцена Иоланты и Водемона из оперы «Иоланта» и Г. Канчели Симфония № 5).

Приезд артистов из Москвы вызвал большой интерес у жителей города, чему стал подтверждением полный зрительный зал. Публика с большим теплом и восторженностью принимала музыкантов.

 

Игорь Юрьевич Громов:

«Сегодня для меня очень волнительный день и концерт. Ровно 50 лет назад, в сентябре 1975 года я поступил в это учебное заведение. Трудно в это поверить. Но я рад, что сегодня могу «отчитаться», чему научился за эти годы, перед своими педагогами, друзьями-однокурсниками и перед самим собой.

В основе сегодняшнего концерта две симфонии: Шестая симфония Ф. Шуберта и Пятая симфония Г. Канчели. 14 октября в концертном зале РАМ им. Гнесиных прозвучат симфонии №5 Людвига Ван Бетховена и №6 П. И. Чайковского. Эти цифры образуют число 65. В какой-то мере это – игра цифр, но не это главное. Из этих произведений я для себя составил некую симфонию жизни. Каждая из симфоний ассоциируется с неким этапом жизни, этапом творческим, с моим отношением к происходящему в жизни или с моим субъективным пониманием того, как должен жить человек.

Мы начнем с симфонии №6 Шуберта (C-dur). В этой редко исполняемой симфонии нет, как мне кажется, ни одной печальной ноты. Симфония светится радостью, улыбкой, задором. Не перестаёшь удивляться, как Шуберт, проживший тяжелейшую жизнь, в бедности, борьбе с болезнями, с семейными обстоятельствами, мог написать настолько светлую и оптимистичную музыку. Это юношеское сочинение композитора я сыграю в городе своей юности с Юношеским симфоническим оркестром».

 

Исполнение 6 симфонии Шуберта воспринималось очень цельно, с сохранением сквозной мысли, логики развития. Обратили на себя внимание тонкость исполнения pianissimo и масштабность музыкальной мысли (тематическая линия сохранялась и в сложной полифонической фактуре).

Можно отметить, что у Юношеского симфонического Шнитке-оркестра звук льётся «по-взрослому» насыщенный, полётный и богатый тембровыми красками. Участники оркестра умеют долго выдерживать один неменяющийся динамический уровень, не акцентируя, «не выстреливая» отдельных нот или музыкальных пластов. Волнение художественного руководителя и исполнителей на важном для них концерте преобразовывалось в сильную, неповторимую энергетику коллектива и вдохновенную интерпретацию сочинения.

Игорь Юрьевич Громов:

«Светлую музыку Франца Шуберта продолжит светоносная музыка из оперы П. И. Чайковского «Иоланта». Сочинение было написано композитором в последний год его жизни. Я не буду долго рассказывать, какая это замечательная опера, думаю, многие из вас это знают. Скажу лишь о том, что в нашем институте кроме двух оркестров есть ещё одно моё «любимое детище» – Театр-школа оперного искусства. Обожаю театр, всю жизнь так или иначе им занимался, начиная с института им. Гнесиных, когда заканчивая обучение, уже дирижировал в оперной студии. И везде, где я работал, старался заниматься музыкально-театральной деятельностью. Мне посчастливилось работать ещё при жизни Б. А. Покровского в театре, носящем его имя. А сейчас театр существует в нашем институте. Театр, который меня очень радует, который набирает силу. Например, в прошлом году мы сыграли три премьеры. Три премьерных спектакля намечено на этот сезон. Одна из премьер прошлого сезона – это «Иоланта»… . Сегодня прозвучит центральный эпизод оперы –  Сцена Иоланты и Водемона».

 

Анастасия Савина и Владимир Пушкарёв (студенты МГИМ им.  А.Г.  Шнитке), глубоко прочувствовав образы своих героев, очень артистично исполнили этот дуэт. Лирически наполненная, с нежным романтическим чувством музыка П.И. Чайковского прозвучала в исполнении солистов особенно проникновенно и искренне. Даже в условиях концертного исполнения сцены из оперы ощущался весь сюжетный контекст, театральность. Артисты пели, тонко чувствуя и дополняя друг друга. Номер завершился гимном «Чудный первенец творенья», воспевающим вечные идеалы любви и жизни.

После особо понравившегося зрителям дуэта студенты исполнили на бис ариозо Иоланты и романс Водемона.

Игорь Юрьевич Громов:

«Во втором отделении концерта мы исполним музыку композиторов второй половины 20 века: Гии Канчели и Альфреда Шнитке. Наш институт носит имя Альфреда Шнитке. В прошлом году мы праздновали большой юбилей – 90-летие композитора, много сыграли его произведений, и, конечно, сегодня Шнитке прозвучит обязательно. Но главное сочинение второго отделения – это Пятая симфония Г. Канчели, очень самобытного композитора. К сожалению, уже давно не встречал на московских афишах его фамилии. А было время (я тогда был студентом), когда каждое исполнение музыки Канчели (его Четвёртой симфонии (памяти Микеланджело), Пятой, Шестой)) – становилось событием в культурной жизни».

Когда Канчели в интервью спросили: «Гия Александрович, а почему Вы всё время пишите печальную музыку? У вас же в жизни вроде всё благополучно». Он на это отвечал: «А вы хотите, чтобы я был человеком несчастным и писал музыку радостную?»

Пятая симфония, наверное, наиболее самобытна. В ней одно обозначение темпа – Largo (широко), она одночастная. Для меня эта симфония не трагическая, а реалистическая. Начинается партитура с песенки из детства, которая, несмотря на все перипетии, порой очень жёсткие и всё разрушающие, как феникс из пепла восстает и всё равно звучит. И вдруг появляется теплый голос альтовой флейты, что-то про любовь начинает петь английский рожок, и, мне кажется, всё заканчивается хорошо. Для меня эта симфония есть этап, когда человек сталкивается с реальной жизнью, её проблемами, трудностями. Она посвящена памяти родителей композитора. Я исполнение этой симфонии тоже посвящаю своим родителям, поскольку они покоятся на коломенском погосте.  Это тоже имеет особое значение для меня сегодня».

 

После берущего за душу вступительного слова Пятая симфония Г. Канчели прозвучала с особой выразительной силой и большим накалом в основном трагических и немного светлых эмоций. Пространство концертного зала стало наполняться скорбными интонациями. Вся симфония была пронизана огромными динамическими, фактурными и тембровыми контрастами. Выразительные партии ударных и медных инструментов способствовали усилению трагического начала.  После истаивания последних звуков сочинения в зрительном зале ещё несколько секунд оставалась «звенящая тишина», вызванная сильным эмоциональным напряжением, после чего она сменилась оглушительными аплодисментами.

 

Игорь Юрьевич Громов:

«Я решил сделать аранжировку музыки А.Г. Шнитке, связанную с гоголевской темой. У композитора есть две большие гоголевские работы: музыка к спектаклю «Ревизская сказка» театра на Таганке (режиссёр Юрий Любимов) и музыка к многосерийному фильму «Мёртвые души» 1984 года. Из этой музыки получилось произведение, которое я назвал «По мотивам Н.В. Гоголя. Музыкально-инструментальный театр». Если театр, то есть и действующие лица, и даже текст Гоголя. Сюита состоит из шести частей – Увертюра, Чичиковы (отец и сын), У Маниловых, Гоголевский вальс, Акакий Акакиевич и его мечта, Галоп».

 

Юношеский симфонический Шнитке-оркестр под управлением дирижёра И.Ю. Громова с каждым новым показом этого произведения находит в нем новые грани. В данном случае, разделы между частями были ярче обозначены, что улучшало восприятие драматургии. А во вступлении, перед темой фортепиано в сопровождении шестнадцатых нисходящие аккорды у всего оркестра стали прочитываться как смех. Это расширило рамки выразительности, обогатило характер и театральную специфику музыки. Контрастное по отношению к Канчели произведение А. Шнитке музыканты сыграли с большим задором, радостью и артистизмом. Солисты оркестра, исполнявшие роли главных героев, показали высокий профессиональный уровень, в том числе и актерского мастерства.

 

Постфактум

 

Пресс-центру МГИМ им А. Г. Шнитке удалось пообщаться с директором Первого Московского областного музыкального колледжа Натальей Валерьевной Маркеловой:

 

 Наталья Валерьевна, поделитесь, пожалуйста, Вашими впечатлениями. В чем заключается актуальность таких мероприятий с приглашенными гостями? Чем для Вас является концерт, в котором дирижирует выпускник Вашего учебного заведения?

 

Идея концерта принадлежит самому Игорю Юрьевичу, и то, что она была поддержана ректором института, особенно ценно для нас. Во-первых, это совместное сотрудничество с другими колледжами, вузами. Нам очень важно, чтобы учащиеся видели таких же студентов, стоящих на сцене и исполняющих очень сложную музыку. Такой специфики как современная музыка, рассматривающая оркестровые трудности музыки ХХ-ХХI веков, у нас нет. Наше заведение направлено, конечно, на более классическое образование. Сегодня нам удалось увидеть зрительскую реакцию на симфонию Гии Канчели, потому что практически никто и никогда не слышал это произведение. Музыка редкая и то, что её исполняют такие же по возрасту студенты, потрясает.

Это триумфальное возвращение Игоря Юрьевича Громова на сцену в Коломну именно с таким потрясающим оркестром. Видно, какой он поистине профессиональный музыкант, высокий интеллектуал, знающий эту музыку и литературу! Ему удалось соединить всё это интересно — как он представил музыку Шнитке в виде музыкально-драматического действа. И видно, что Игорь Юрьевич настоящая находка для МГИМ им. А. Г. Шнитке. Мы просто счастливы! Не каждый музыкант такого уровня согласился бы приехать, найти время, выступая в Москве на разных больших площадках, но Игорь Юрьевич Громов выбрался специально в Коломну отметить свой юбилей. Мы потрясены и гордимся, что у нас есть такой выпускник!

 

Также своими ощущениями о концерте поделились зрители и исполнители:

 

Ольга Владимировна Князькова (сокурсница И.Ю. Громова):

С Игорем Юрьевичем мы знакомы давно. В годы учебы сидела с ним за одной партой. Если вспомнить об Игоре Юрьевиче, то исключительные способности начали проявляться ещё в тот период. Как-то во время занятий заметила, что под столом он сжимает теннисный мячик. В ответ от него услышала, что «Виктор Дмитриевич сказал, чтобы я тренировал кисти». Затем, через время, он пришёл очень сонным на урок, обронил: «Виктор Дмитриевич сказал, что нужно так заниматься, чтобы ты пришел спросонья и блестяще сыграл свою партию». Конечно, он сильно выделялся! Мы всегда тренировались до занятия, упражнялись по 6-7 часов. Игорь Юрьевич единственный из нашей группы достиг небывалой величины. В нём поистине можно отметить огромный талант, сопутствующий успех и трудолюбие. Мне очень понравился концерт, он грандиозный! Дирижер и участники оркестра в совместном творчестве показали замечательный результат!

 

 Анастасия Савина (солистка Театра-школы оперного искусства МГИМ им. А. Г. Шнитке):

 

Расскажите, пожалуйста,  с какими трудностями Вы столкнулись при исполнение?

 

Атмосфера и на репетиции, и на концерте была очень приятная и дружелюбная. Нам особенно спокойно, когда мы играем с нашими ребятами, когда за дирижерским пультом стоит Игорь Юрьевич.

 

В завершение концерта Игорь Юрьевич поблагодарил организаторов концерта в лице руководителя Первого Московского областного музыкального колледжа Натальи Валерьевны Маркеловой и ректора МГИМ им. А.Г. Шнитке доктора педагогических наук, доктора культурологии, профессора Анны Иосифовны Щербаковой.

Директор колледжа Н.В. Маркелова назвала состоявшийся концерт «триумфальным возвращением И. Ю. Громова на коломенскую землю». Она пожелала юбиляру творческих успехов и с радостью отметила: «Игорь Юрьевич Громов начал свою концертную юбилейную программу именно в нашем зале», а также вручила Игорю Юрьевичу диплом, которым это учебное заведение награждает только выпускников, достигших особых высот в музыкальной профессии.

Пресс-центр МГИМ им. А. Г. Шнитке:

студенты КФИТКИ  Адомавичюте Кристина, Ольга Гречаная



назад


Афиша

17
11/25

 
ЮБИЛЕЙНЫЙ ВЕЧЕР ДМШ ИМ. Ю.А. ШАПОРИНА


20
11/25

 
Музыка советского кино



 

Последние новости
29-октября-2025
Игорь Юрьевич Громов. «Мажоро-минор 65», Юбилейная симфония. Московский симфонический Шнитке-оркестр. Концерт в РАМ имени Гнесиных
10-октября-2025
Юбилейный концерт И.Ю. Громова и Юношеского Шнитке-оркестра в зале Московского Дома композиторов 5 октября 2025 года
03-октября-2025
Концертному залу им. Чайковского — 85 лет (12 октября 2025, Камерный зал Московской филармонии)
03-октября-2025
Поздравление с Днем Учителя начальника управления образования и детского отдыха Департамента культуры города Москвы П.А. Бабаджанян
02-октября-2025
Юбилейный концерт Игоря Юрьевича Громова в стенах Alma mater

 


 


© 2025, Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке. Все права защищены.

Выходные данные сетевого издания "Вестник МГИМ им. А.Г. Шнитке".
123060, г. Москва, ул. Маршала Соколовского, д. 10
схема проезда

(499) 194-83-89
institutshnitke@culture.mos.ru

 


Любые материалы сайта могут быть использованы и опубликованы на другом сайте без предварительного согласования, при полном или частичном использовании материалов ссылка на источник www.schnittke-mgim.ru обязательна. Оффлайновые издания могут использовать материалы сайта только после письменного согласования с руководством института.