Пресс-релиз-Шнитке. Москва. Дом композиторов
Учреждение, подведомственное Департаменту культуры города Москвы
 
 
Ru Eng
     
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Карта сайта

Концерт к 30-летию Московского государственного института музыки имени А.Г. Шнитке




Главная / ПРЕСС-ЦЕНТР /
 
ПРЕСС-ЦЕНТР

 

Шнитке. Москва. Дом Композиторов

19.04.2017

Вот уже несколько месяцев Институт музыки им. А. Г. Шнитке жил в ожидании этого события. К нему готовились оркестры, хоры, солисты. И, наконец сегодня, 19 апреля оно состоялось.

Фестиваль с таким названием не впервые проводится в МГИМ им. А. Г. Шнитке, но еще никогда он не достигал таких масштабов, как в этом году, соединяя в себе и концертные выступления, и Международный конкурс исполнителей, и научную конференцию, и детско-юношеский конкурс композиторов, и мастер-классы, а участниками его стали два города, непосредственно связанные с именем Альфреда Шнитке – Саратов и Москва, а также делегации из Германии и Испании. Наверное, именно поэтому концерт-открытие и был перенесен из нашего традиционного «Музыкального дома» в Большой зал Дома композиторов, способный вместить несколько большее число слушателей, чем зал Института музыки.

Масштаб вступительного концерта вполне соответствовал масштабу начинающегося события: он обобщал в себе буквально все направления и исполнительские формы, от хоровых миниатюр до крупных инструментальных концепций, от сочинений середины ХХ века до наших дней.

Открыли концерт москвичи. Так случилось, что «вступление» в фестиваль пришлось на Светлую Седмицу, и лучше всех это отметил хоровой коллектив – сводный хор двух вузов, МГК им. Чайковского и МГИМ им. Шнитке (художественный руководитель и дирижер Лауреат Премии Москвы А. Соловьев). Студенты очень профессионально и выразительно, тщательно вслушиваясь в многоголосную ткань, исполнили целый цикл хоровых миниатюр И. Стравинского, А. Пярта, А. Шнитке и др. на тексты традиционных духовных песнопений, звучавших в этот вечер и на церковно-славянском языке и на латыни, а иногда и совсем без слов, что словно символизировало единство общего Праздника, как это и произошло в нынешнем году, когда Православная и Католическая Пасха пришлись на одно воскресенье. Среди прозвучавших песнопений были и произведения москвичей – К. Бодрова и А. Киселева, и «Богородице, Дево» хорватского композитора и хормейстера Бранко Штарка, посвятившего свой опус специально хору МГИМ им. А. Шнитке. Песнопения были и выразительно-задушевными и торжественно-ликующими. В них словно соединились все краски праздничного дня. И хотя последующие номера программы находились вне этой концепции, тон событию был задан.

Вся дальнейшая программа естественно сформировалась из концепции самого фестиваля, в которой основной акцент поставлен на личность композитора: в этой концепции музыка А. Шнитке стала стержнем, олицетворяющим то поколение, которое мы теперь называем современными классиками, и была дополнена сочинениями его коллег и последователей, и опусами носителей новых творческих идей.

От москвичей эстафета перешла к саратовцам – студентам и преподавателям Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова. Concerto grosso №6 А. Шнитке для скрипки, фортепиано и струнных в исполнении струнной группы симфонического оркестра консерватории (худ. рук. и дирижер Заслуженный артист Р.Ф. С. Нестеров) и солистов С. Нестерова и О. Ушаковой продемонстрировало увлеченность молодых музыкантов музыкой своего соотечественника, тщательность проработки партитуры в ансамблевых эпизодах. Эмоционально и выразительно прозвучали речитативы скрипки и фортепиано в диалогах с оркестром.

Второе отделение концерта в еще большей степени приблизило наши музыкальные впечатления к современности. Многообразие звуковых красок современных ударных инструментов нашло выражение в «Тотеме» - сонате В. Артемова (для 6 исполнителей на ударных инструментах, каждый из которых управляется с не менее чем пятью разными звуковоспроизводящими элементами), эффектно исполненной саратовским ансамблем ударных инструментов под руководством Е. Пекарской. В произведение, наполненное магией чистого звука, передаваемого самыми различными, подчас простейшими способами - звоном, гулом, шелестом, свистом, ударом и т.д., таинственный смысл и элемент загадочности внесло вкрапление тихо позванивающей темы Dies irae. Рядом с загадочным «Тотемом» возникла пронизанная внутренними контрастами и острыми регистровыми переходами флейтовая соната Э. В. Денисова (исп. О. Скрипинская и Е. Корастилева), произведение достаточно типичное для этого Мастера.

Итог концерту подвели оригинальные опусы представителей нового поколения, все охотнее обращающихся к камерно-ансамблевой музыке и формирующих в ней новые оригинальные тембровые и метроритмические сочетания. Это и образец «спектральной музыки» французского композитора Тристана Мюрая, названный автором «Тринадцать цветов заходящего солнца», позволяющий исполнителям показать самые неожиданные звуковые возможности традиционных инструментов (флейта, кларнет, скрипка, виолончель, фортепиано), и необычный по своему смыслу опус В. Тарнопольского, словно обобщающий идею всего вступительного вечера, а может быть - и всего фестиваля «Eindruck – Ausdruck» («Впечатление – Выражение»). Блестяще исполненные Ансамблем солистов «Студия новой музыки» (худ. рук. В. Тарнопольский), оба произведения поразили слушателей высочайшей степенью сложности и глубиной содержания музыки, в которой наряду с оригинальными приемами звуковой техники присутствует живое человеческое дыхание.

Концерт, открывший фестиваль, поразил многообразием творческих идей, исполнительских манер, мастерством художественных интерпретаций новой музыки. Он дает энергичный импульс всему последующему действу, которое в течение ближайших дней развернется буквально на наших глазах. Пожелаем его участникам успешных выступлений.

О. С. Фадеева – кандидат искусствоведения, профессор КФИТКИ.

← в пресс-центр


Афиша

29
03/24

 
Оркестр Ансамбля песни и пляски Воздушно-космических сил России


01
04/24

 
Юношеский симфонический Шнитке-оркестр


02
04/24

 
РОБЕРТ РАХИМОВ (баян), Русский народный оркестр колледжа МГИМ им. А.Г.Шнитке


03
04/24

 
КОНЦЕРТНАЯ ДЕКАДА, ПОСВЯЩЕННАЯ 90-ЛЕТИЮ АЛЬФРЕДА ШНИТКЕ


04
04/24

 
КОНЦЕРТНАЯ ДЕКАДА, ПОСВЯЩЕННАЯ 90-ЛЕТИЮ АЛЬФРЕДА ШНИТКЕ



 

Последние новости
28-марта-2024
28 апреля Музыкальный дом Альфреда Шнитке принимал гостей — студентов и преподавателей Строгановки
13-марта-2024
Театральный авангард на тему Шостаковича на сцене МГИМ им. А. Г. Шнитке
23-декабря-2023
21 декабря 2023 года в Детской музыкальной школе имени Ю.А. Шапорина, структурном подразделении ГБОУ ВО МГИМ им. А.Г.Шнитке, состоялось заседание Общего собрания Совета директоров образовательных организаций, подведомственных Департаменту культуры города Москвы
22-декабря-2023
Заключительный концерт Всероссийского фестиваля «МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБОЗРЕНИЕ – OPUS 34» 19.12.2023
14-декабря-2023
Московский государственный институт музыки им. А.Г. Шнитке объявляет о проведении учебно-творческого проекта «Концерт для виолончели с оркестром. Практический курс».

 


 


© 2024, Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке. Все права защищены.

Выходные данные сетевого издания "Вестник МГИМ им. А.Г. Шнитке".
123060, г. Москва, ул. Маршала Соколовского, д. 10
схема проезда

(499) 194-83-89
institutshnitke@culture.mos.ru

 


Любые материалы сайта могут быть использованы и опубликованы на другом сайте без предварительного согласования, при полном или частичном использовании материалов ссылка на источник www.schnittke-mgim.ru обязательна. Оффлайновые издания могут использовать материалы сайта только после письменного согласования с руководством института.