Требования к оформлению научного текста
Учреждение, подведомственное Департаменту культуры города Москвы
 
 
Ru Eng
     
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Карта сайта

Концерт к 30-летию Московского государственного института музыки имени А.Г. Шнитке




Главная / Наука / Издания МГИМ им. А.Г. Шнитке / Требования к оформлению научного текста
 
Требования к оформлению научного текста

Простые правила оформления печатного текста

1. После знаков «точка», «запятая», «двоеточие», «точка с запятой», «восклицательный знак», «вопросительный знак», «параграф», «номер» ставится пробел, перед этими знаками пробел не ставится, например:

Правильно: «важно отметить, что…»;

Неправильно: «важно отметить,что…»;

Неправильно: «важно отметить , что…».

После знаков  «параграф», «номер» ставится пробел, например:

Правильно: № 25, § 3;

Неправильно: №25, §3.

Сдвоенные знаки между собой не разбивают (№№ 1-3, §§ 4,5).

Числа и буквы, разделенные точками, набирают без отбивок (1.3.14.а).

Знаки %, от предшествующих чисел не отбивают:

Правильно: 50%,

Неправильно: 50 %.

2. Скобки и кавычки оформляются следующим образом: перед открывающейся скобкой (кавычкой) – пробел, затем само слово или предложение (без пробела), после закрывающейся скобки (кавычки) – снова пробел. Например:

- …множество целей (познавательных, практических) в различных видах деятельности…;

- в статье И. И. Иванова [7] обобщаются…;

- «Никогда не мстите подлым людям. Просто станьте счастливыми. И они этого не переживут», – сказал Юрий Никулин.

3. Существует различие между знаками «дефис» и «тире». Дефис короткий, до и после дефиса пробел отсутствует, например:

чёрно-белый;

тире длиннее, с обеих сторон от тире ставится пробел, например:

Москва — столица нашей Родины.

По правилам, между словами ставится длинное тире (—), которое отделяется пробелами с двух сторон от предыдущего и последующего слова (см. предыдущий пример). Между цифрами и числами ставится короткое тире (–), но не дефис (-) и никогда не отделяется пробелом:

1976–1998 гг.; 5–6 часов

На практике часто (вопреки правилам) в тексте используется короткое тире (но не дефис):

Москва – столица нашей Родины).

4. Между инициалами и фамилией желательно после точки ставить знак «неразрывный пробел» «ctrl»+«shift»+«пробел», например:

И. И. Иванов.

Также допустимы другие варианты (с пробелами и без пробелов). Необходимо соблюдать единый формат оформления инициалов в пределах одной работы.

5. При наборе списков перечислений должны быть выравнены по вертикали разряды чисел в номерах пунктов и начало текста во всех пунктах. Для нумерации пунктов разрешается применять только арабские цифры:

- либо с точкой:

1. Текст.

2. Рукопись.

- либо со скобкой

1) текст;

2) рукопись.

При этом, если перечисление идет через точку, то слово начинается с заглавной буквы и в конце ставится точка. Если в нумерации используется скобка, то слово начинается с маленькой буквы и в конце ставится точка с запятой.

6. Пробелы по всему тексту должны быть одинарными. Не допускаются двойные, тройные и т.д. пробелы:

Правильно: музыка и живопись;

Неправильно: музыка   и    живопись.

7. Для создания красной строки абзаца используйте только (!) абзацные отступы. Нельзя для обозначения абзацного отступа использовать клавишу «Пробел» или «Табуляция».

Правильно:

В статье рассмотрены проблемы…

Неправильно (с помощью клавиши «пробел»):

     В статье рассмотрены проблемы…

Неправильно (с помощью клавиши «табулятор»):

            В статье рассмотрены проблемы…

Правила оформления научных статей

 

Файл текстовой части статьи должен включать в себя:

  • шапку статьи;
  • аннотацию и ключевые слова;
  • структурированный текст статьи;
  • список литературы (не менее 3 наименований, расположенных по алфавиту).

 

Шапка статьи содержит: 1) авторы, краткие сведения о них; 2) название статьи.

Формат данного пункта определяется требованиями журнала (сборника), в котором публикуется статья.

Чаще всего требуется указать фамилию и инициалы автора, его должность и место работы. Иногда указывается ученая степень и ученое звание, адрес электронной почты. Часто инициалы предшествуют фамилии.

Если статья написана в соавторстве, то для каждого автора указываются сведения о нем. Весь раздел часто оформляется курсивом, выравнивание – по правому краю.

Для оформления названия необходимо придерживаться следующих общепринятых правил оформления заголовков:

  1. Строку заголовка не заканчивают предлогом, союзом, наречием — их необходимо перенести на следующую строку.
  2. Переносы в заголовках не допускаются.
  3. Точка в конце заголовка не ставится.

 

Формат данного пункта также определяется требованиями журнала (сборника), в котором публикуется статья. Часто заголовки оформляются прописными буквами (шрифт полужирный), выравнивание – по центру. Например:

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

Аннотация представляет собой краткую характеристику статьи. Включает в себя характеристику основной темы, проблемы научный статьи, цели работы и ее результаты. В аннотации указывают, что нового несет в себе данная статья в изучаемой области знаний. Размер аннотации определяется требованиями журнала (сборника), в котором публикуется статья. Часто она состоит из 5-6 предложений.

Ключевые слова – перечень 3-10 слов и словосочетаний, определяющих тематику статьи, ее специализацию и круг вопросов, содержащихся в тексте.

Пример:

Аннотация. Статья посвящена концепционным и композиционным особенностям уникального произведения великого австрийского композитора-симфониста, предназначенного для ансамбля солистов. Делается вывод о том, что в творческой эволюции Брукнера Квинтет обозначил начало позднего периода, в рамках которого были созданы симфонии с 7 по 9. В статье выделены архитектонические особенности компоэиционного строения Квинтета, соответствующие типологическим формам брукнеровского симфонизма, и делается вывод о решающем значении работы над Квинтетом в процессе прогрессирующего преодоления инерции органной регистровки и импровизационной манеры изложения материала на стиль симфоний Брукнера.

Ключевые слова: кособенности и композиционные структуры, архитектоника музыкальной композиции, трехтемная экспозиция сонатной формы, брукнеровская оркестровка, практика органной импровизации и регистровки.

Текст статьи

Общепринятым является использование следующих параметров:

  • шрифт – Times New Roman;
  • размер – 14;
  • межстрочный интервал – 1,5;
  • абзацный отступ – 1,25 или 1,27;
  • отступ между абзацами: до – 0, после – 0;
  • выравнивание – по ширине.

Текст разбивается на абзацы. Может содержать подзаголовки. Иногда, в соответствии с требованиями журнала, структурируется по рубрикам: например: Введение. Методология. Дискуссия. Основные выводы. Результаты.

В тексте содержатся ссылки на литературу, указанную в конце статьи. Ссылки оформляются в виде квадратных скобок, например:

«В этом высказывании, – пишет автор, – музыкальное слово-интонация – это живое дыхание человека, его мысль-чувство, воплощенное в звуке» [5, 43].

Первое число в квадратных скобках указывает на номер источника в списке литературы – 5, второе число – номер страницы в данном источнике – 43.

Допустимы следующие оформления ссылок:

[5, 43]; [5, 43] (второе число курсивом); [5, с. 43].

Возможна ссылка только на номер источника, если в тексте не приводится цитата из этой книги, например:

Автор, рассматривая музыкальное слово-интонацию, говорит о единстве мысли и чувства [5].

Если необходимо дать ссылку на 2 и более источников, между ними ставится точка с запятой, например:

Этот факт подробно описан в научной литературе [4; 5; 6].

Постраничные сноски для ссылок на литературу в статьях не допускаются (за исключением особых требований какого-либо журнала). В постраничных сносках размещаются только необходимые уточнения, примечания.

Текст может содержать рисунки, таблицы, схемы, графики. Они обязательно нумеруются. Нумерация рисунка и его название располагаются под рисунком, выравнивание по центру. Нумерация состоит из двух чисел (Рис. 1.1), где первое число – номер главы, второе число – номер рисунка в главе.

Например:

Так же следует упомянуть еще об одном способе съема звука — это передача сигнала посредством MIDI-конвертера или контроллера (рис. 1):

Рис. 1.1 MIDI-конвертер

При использовании иллюстраций желательно использовать формат TIFF с разрешением 300 dpi или формат JPG с разрешением, соответствующим размерам 640*480 не менее 1 Мб.

Если в тексте приводятся таблицы, они нумеруются над таблицей (выравнивание по правому краю, курсивом): Таблица 1.1. Название приводится также над таблицей (полужирный шрифт, выравнивание по центру):

Таблица 1.1

Название таблицы

Название
столбца

Название
столбца

Название
столбца

Название
столбца

информация

информация

информация

информация

 

Оформление списка литературы

 

Данный раздел может называться Литература, Список литературы или Библиография в зависимости от требований журнала (сборника), в котором публикуется статья.

Чаще всего список нумеруется и располагается по алфавиту (если нет специальных требований журнала по оформлению этого раздела).

Год, том, номер журнала и т.п. разделяются между собой и отделяются от соответствующих цифр пробелами (или пробелом и тире):

 

Музыкальная академия. 1992. Т. 29. № 2. С. 213. Или:

Музыкальная академия. – 1992. – Т. 29. – № 2. – С. 213.

Musicum. 1992. V. 29. № 2. P. 213. Или: Musicum. – 1992. – V. 29. – № 2. – P. 213.

Перед годом после названия издательства или города (если издательства нет) ставится запятая.

СПб., 1899. Или: М.: Наука, 2010.

Так, в соответствии с требованиями ГОСТ (2003),

библиографическое описание монографии оформляется следующим образом:

Иванов И.И., Петров А.А. Культурология: уч. Пособие для студентов гуманитарных вузов. – М.: Наука, 2010. – 456 с.

Библиографическое описание статьи в сборнике оформляется следующим образом:

Иванов И.И. К вопросу о комплексном развитии личности // Наука и культура: сб. материалов I Всероссийского конгресса молодых педагогов. – СПб.: ОАО «АРТ», 2012. – С. 55-59.

Библиографическое описание статьи в журнале оформляется следующим образом:

Иванов И.И. Музыкальное образование в контексте современных проблем культуры // Вопросы искусствознания. – 2012. № 9 (45). Т. 1. – С. 55-59.

Библиографическое описание интернет-источника обязательно содержит название сайта, интернет-адрес, дату обращения к сайту (поскольку ссылка может оказаться недействующей):

Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса [электронный ресурс]. URL: http://www.philosophy.ru/library/bahtin/rable.html#_ftn1 (дата обращения: 24.02.2013).

ГОСТ допускает оформление источников без тире, например:

Иванов И.И. Музыкальное образование в контексте современных проблем культуры // Вопросы искусствознания. 2012. № 9 (45). Т. 1. С. 55-59.

 

Оформление диссертаций и монографий

Крупные авторские работы (монографии, учебники, учебные пособия, диссертации) имеют следующую структуру:

  • титульный лист;
  • оборот титула;
  • содержание;
  • текст;
  • библиография;
  • приложение.

Титульный лист чаще всего содержит следующие сведения:

  • название организации;
  • автор;
  • название книги;
  • жанр (монография, учебное пособие и т.п.);
  • гриф (например, Рекомендовано УМО вузов по педагогическому образованию в качестве учебного пособия по направлению 44.06.01 – Музыкальное образование) – может отсутствовать;
  • город, год.

При оформлении титульного листа допустимы различные варианты шрифтов и интервалов (если это не противоречит требованиям издательства или Диссовета).

Оборот титульного листа («оборот титула») оформляется в соответствии с требованиями издательства. Содержит классификационные индексы ББК, УДК, международный стандартный номер ISBN, библиографическое описание книги, аннотация к изданию, сведения об авторских правах – @, сведения о рецензентах.

Содержание оформляется одним из нескольких способов:

  1. В виде таблицы. Пример:

Введение

           

4

Глава 1. Сущность понятия толерантность

 

7

1.1. Понятие, виды и основные критерии толерантности

 

7

1.2. Пути формирования толерантного отношения

 

13

 

  1. С помощью функции «табулятор». Пример:

Введение .....................................................................................................................................  4

Глава I. Молодежь в социокультурном пространстве ...........................................................  7

1.1. Молодёжь как социальная группа .............................................................................  7

1.2. Актуальные проблемы современной молодёжи ...................................................... 11

 

  1. Формируется автоматическое содержание средствами Word. Пример:

Введение.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОГО
ОБЩЕНИЯ.. .9

1.1. Проблема понимания музыки. 9

1.2. Музыкальное произведение как модель человеческого общения. 15

 

Текст книги:

  • разбит на главы, параграфы (другие разделы) и имеет заголовки и подзаголовки. Все разделы книги должны быть оформлены в едином стиле (например, ЗАГОЛОВКИ прописными буквами, жирным шрифтом, выравнивание по центру; Подзаголовки – строчными буквами, жирным шрифтом, выравнивание по центру;
  • разбит на абзацы. Абзацный отступ 1,25 или 1,27. Выравнивание – по ширине. Между абзацами интервала нет;
  • содержит постраничные сноски, содержащие как отдельные примечания, так и ссылки на литературу. Ссылки на литературу могут быть оформлены в виде квадратных скобок (см. раздел «Оформление научных статей»). Для отдельной книги должна быть принята единая форма ссылок на литературу (либо в виде постраничных сносок, либо в виде квадратных скобок);
  • нумерация страниц – внизу по центру;
  • для выделения слова или группы слов в тексте лучше использовать выделение полужирным шрифтом или курсив (подчеркивание и разрядка – нежелательны).

 

Правила оформления сносок:

  • сноски формируются только автоматически (вкладка «ссылки» - «вставить сноску»);
  • сноски оформляются тем же шрифтом, но размером на 2 кегля меньше, чем основной текст (например, если текст оформлен шрифтом Times New Roman, размер 14, то сноски должны быть оформлены шрифтом Times New Roman, размер 12; абзацный отступ – 1; выравнивание – по ширине;
  • сноски нумеруются арабскими цифрами;
  • нумерация сносок должна начинаться на каждой странице;
  • при оформлении сноски цифра следует сразу после текста, затем ставится точка (запятая), например:

 

Домристами забыт «гитарный прием» или «гитарное пиццикато», который пользуется столь большим спросом у балалаечников[1].

  • если сноска идет после цитаты, то порядок оформления следующий: последнее слово цитаты, закрывающаяся кавычка, номер сноски, точка, например:
  •  

…публичные школьные спектакли были признаны школой «тщеславия и притворства»2.

  • в тексте сноски приводятся все необходимые выходные данные использованных работ, например:

Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. 3-е изд., стереотипное. – Л.: Гидрометеоиздат, 1990. С. 334.

  • при повторном цитировании одного и того же произведения указываются сокращенные данные, например:

Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. С. 335.

  • если сноски на одну и ту же книгу несколько раз размещаются на одной странице, то 2-я и последующие сноски оформляются оборотом «Там же», например:

Наиболее известна статья Н. И. Пирогова «Быть или казаться» 1858 г., в которой публичные школьные спектакли были признаны школой «тщеславия и притворства»[2]. Автор статьи ставит вопросы о допустимости театрального лицедейства детей, о публичном выступлении их на театральных подмостках, о возможности изображения детьми «различных сторон жизни во всей ее сложности с неизбежными теневыми отражениями»[3]. И в конце концов ставится вопрос о возможности существования детского или школьного театра[4].

 

Правила оформления Литературы – см. раздел «Оформление научных статей».

Приложение не является обязательным разделом книги. Если книга содержит несколько приложений, каждое из них должно быть пронумеровано (Приложение 1, Приложение 2) и начинаться с новой страницы.

 

[1] При исполнении гитарных приемов на балалайке и домре все пальцы правой руки, за исключением большого, извлекают звук движением снизу-вверх, т. е. извлечение звука на одной струне с использованием всех пальцев правой руки поочередно.

[2] Пирогов Н. И. Избранные пед. соч. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953. – С. 97.

[3] Там же.

[4] Там же. С. 103.

 

Скачать правила оформления научного текста (*pdf)


Афиша

01
04/24

 
Юношеский симфонический Шнитке-оркестр


02
04/24

 
РОБЕРТ РАХИМОВ (баян), Русский народный оркестр колледжа МГИМ им. А.Г.Шнитке


03
04/24

 
КОНЦЕРТНАЯ ДЕКАДА, ПОСВЯЩЕННАЯ 90-ЛЕТИЮ АЛЬФРЕДА ШНИТКЕ


04
04/24

 
КОНЦЕРТНАЯ ДЕКАДА, ПОСВЯЩЕННАЯ 90-ЛЕТИЮ АЛЬФРЕДА ШНИТКЕ


06
04/24

 
КОНЦЕРТНАЯ ДЕКАДА, ПОСВЯЩЕННАЯ 90-ЛЕТИЮ АЛЬФРЕДА ШНИТКЕ



 

Последние новости
28-марта-2024
28 марта Музыкальный дом Альфреда Шнитке принимал гостей — студентов и преподавателей Строгановки
13-марта-2024
Театральный авангард на тему Шостаковича на сцене МГИМ им. А. Г. Шнитке
23-декабря-2023
21 декабря 2023 года в Детской музыкальной школе имени Ю.А. Шапорина, структурном подразделении ГБОУ ВО МГИМ им. А.Г.Шнитке, состоялось заседание Общего собрания Совета директоров образовательных организаций, подведомственных Департаменту культуры города Москвы
22-декабря-2023
Заключительный концерт Всероссийского фестиваля «МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБОЗРЕНИЕ – OPUS 34» 19.12.2023
14-декабря-2023
Московский государственный институт музыки им. А.Г. Шнитке объявляет о проведении учебно-творческого проекта «Концерт для виолончели с оркестром. Практический курс».

 


 


© 2024, Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке. Все права защищены.

Выходные данные сетевого издания "Вестник МГИМ им. А.Г. Шнитке".
123060, г. Москва, ул. Маршала Соколовского, д. 10
схема проезда

(499) 194-83-89
institutshnitke@culture.mos.ru

 


Любые материалы сайта могут быть использованы и опубликованы на другом сайте без предварительного согласования, при полном или частичном использовании материалов ссылка на источник www.schnittke-mgim.ru обязательна. Оффлайновые издания могут использовать материалы сайта только после письменного согласования с руководством института.