Ru Eng
     
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Карта сайта

Московский государственный институт имени А.Г. Шнитке признан прошедшим процедуру государственной аккредитации! Поздравляем!




Главная / Наука / Научно-творческий центр современной музыки "Шнитке-центр" / Издания Шнитке-центра
 
Издания Шнитке-центра

Печатные издания Шнитке-центра МГИМ имени А.Г.Шнитке за 1999-2015 гг.

 
Сборники «Альфреду Шнитке посвящается» (выпуски 1-9):
Несколько сборников финансировались совместно МГИМ им.А.Г.Шнитке и Посольством Германии в Москве.

Первый выпуск. 1999, составители В.Горлинский, Е.Долинская, А.Казурова, отв.ред А.Богданова. 
Приурочен к 65-летию композитора и намечает такие важные рубрики последующих изданий, как воспоминания о композиторе, исследование его сочинений разных жанров и форм, освещение проблем эстетики Шнитке. Такова, в частности, статья выдающегося шнитковеда А.Ивашкина «Глубина бархата» или беседа Г.Цыпина с Альфредом Гарриевичем.  Воспоминания о годах обучения Шнитке делится И.Рыжкин. Ю.Бычков вспоминает совместное пребывание с композитором в Училище имени Октябрьской революции. Студенческим же годам Альфреда Гарриевича посвящена статья В.Горлинского, целиком основанная на архивных документах. Анализу хоровых сочинений обращены работы А.Казуровой, Е.Акишиной. Статья А.Богдановой, на основе неопубликованных архивных материалов, рассказывает о запрете «Пиковой дамы» в Гранд-опера».
Второй выпуск, 2001 год, ред. коллегия: В.И.Горлинский, И.Ф.Шнитке, Е.И.Чигарева, Р.С.Леденев, ред.-сост. А.Богданова.
Открывается публикацией теоретических статей А.Шнитке («Оркестровая микрополифония Лигети» и «Новое в методике сочинения – статистический метод»), тогда еще не публиковавшихся в России. В разделе бесед со Шнитке фигурирует полилог композитора с С.Слонимским и М.Нестьевой. Раздел воспоминаний пополнили свидетельства  Б.Покровского (постановки «Жизни с идиотом»). Статьи А.Хржановского и А.Митты рассказывают как творчески индивидуально проявил себя композитор в создании киномузыки. Аналитический раздел наполняют статьи Е.Чигаревой, А.Демченко, Г.Григорьевой, М.Томиной, Е.Поповой, Е.Вартановой. Объектами исследования в этих работах становятся такие сочинения Шнитке, как Хоровой концерт на стихи Г.Нарекаци, Четвертая симфония, «Ревизская сказка». Б.Покровский поделился своим видением роли Шнитке в современном музыкальном театре (в связи с работой над постановкой оперы «Жизнь с идиотом»).
Третий выпуск, 2003 год, ред. коллегия: В.И.Горлинский, А.В.Ивашкин, Р.С.Леденев, Е.И.Чигарева, И.Ф.Шнитке, ответственные редакторы А.В.Богданова, Е.Б.Долинская.
Включает три раздела «Из наследия А.Шнитке» рассматривает литературные труды композитора, а также осуществляет первую публикацию бесед Шнитке о его Первой симфонии, Concerto grosso №1 и «Pianissimo». В орбиту «Изучая творчество Шнитке» включены аналитические очерки: о Седьмой и Восьмой симфониях, Cantus perpetuus, об опере «Жизнь с идиотом» и музыке к спектаклю «Живаго (Доктор)»… Особенностью выпуска стало включение статей на русском и английском языках (предоставленных Центром русской музыки в Лондоне, руководимым А.Ивашкиным). В блок «Воспоминаний» включены тексты выступлений участников международной конференции во МГИМ имени А.Г.Шнитке, ставшим к тому времени регулярной, в частности, С.Липса и И.Комарденковой-Шнитке (сестры композитора). В связи с тем, что выход тома совпал с проведением международного конкурса молодых композиторов, проводимом в институте, приводятся материалы по ходу соревнования молодых композиторов.
Четвертый выпуск, 2004., М.Издательский Дом «Композитор». Ред-составители А.В.Богданова, Е.Б.Долинская. 
Выпуск приурочен к 70-летию  А.Шнитке. Он открывается рукотворными посланиями композиторов (С.Губайдулина, С.Слонимский, Р.Щедрин, Г.Канчели, Р.Леденев, А.Ивашкин, Б.Тевлин, а также Мак-Миллан и другие зарубежные деятели культуры). Среди новых документальных материалов – публикация воспоминаний Д.Гойови и Марка Лубоцкого, Р.Флендер и З.Неф, В.Ерофеева, С.Спиваковой. В блоке аналитических очерков представление 7-й и 8-й симфоний как микроцикла (Е.Чигарева), размышление о гармонии Шнитке (Н.Гуляницкая), его оркестре (О.Громова), о киномузыке (Ю.Каспаров). Начиная с четвертого выпуска «Альфреду Шнитке посвящается», в каждом издании полностью приводятся оглавления всех предыдущих выпусков. Кроме того все книги снабжены фотоальбомами, включающими и редкие изображения композитора и его окружения.
Пятый выпуск, 2006 г. М., Издательский дом «Композитор», редакторы-составители А.В.Богданова, Е.Б.Долинская.
Особенность данного выпуска - расширение тематики: он посвящен не только творчеству и личности Альфреда Шнитке, но и осмыслению разных явлений музыкальной культуры второй половины ХХ века. В выпуске появились новые рубрики - «Из работ молодых музыковедов», «Шнитке и ….», «Современники». Шнитке вспоминают  В. Сильвестров и Ф. Липс, С.Сондецкис и В.Ерофеев. В рубрике «Шнитке и …» приводятся параллели творчества и личности композитора с такими художниками, как Шенберг, И. Бродский, Л.Шепитько. Среди исследований творчества Шнитке – статья Е.Чигаревой «Творчество Шнитке в контексте немецко-австрийской романтической традиции», Л. Дьячковой об опере Шнитке «Джезуальдо в контексте художественных систем Ренессанса и современности», Л. Сизовой о балетном театре Шнитке, Т. Франтовой «Канон как стилистическая доминанта многоголосного письма у А. Шнитке». Том сборника включает информацию о новых поступлениях в Фонд Шнитке-центра. 
Шестой выпуск, 2008 г., М., Издательский дом «Композитор», редакторы-составители А.В.Богданова, Е.Б.Долинская. При участии Н.Н.Ананьевой, О.Р.Глушковой, А.Хайрутдиновой.
Выпуск опубликован в 2008 году, когда прошло десять лет со дня кончины композитора. Книга имеет подзаголовок «In memoriam».
Продолжается публикация материалов рассказывающих не только о самом композиторе, но и о его современниках. Приведены раздумья Шнитке о деятельности коллег, и, с другой стороны - их размышления о творческих позициях и личности Шнитке. Рассматривается творчество Шнитке в культурном контексте эпохи, в сопоставлении с наследием других художников (статья Л.Дьячковой «Ладовое мышление ХХ  века. Барток-Буцко-Шнитке», Е.Шабшаевич-«Альфред Шнитке и Андрей Тарковский»,  В.Рогожниковой-«Игровая логика у Моцарта и Шнитке», Е.Захаровой «Альфред Шнитке - Генрих Ибсен», Е.Петрушанской «Шнитке о поэтике масс-медиа» и др.)
В шестом томе опубликовано немало раритетных, ранее не опубликованных документальных материалов, уточняющих детали биографии и творчества композитора: Е.Доленко рассказывает о новой литературе, посвященной творчеству Шнитке. А.Демченко определяет вехи творческой эволюции композитора. А.Богданова рассматривает материалы и документы из архива «Госфильмофонда», ранее не издававшиеся. В статье Е.Долинской приводятся сведения о творческом взаимодействии и дружбе А.Шнитке с В. Сильвестровым, впервые опубликована переписка Ф.Дружинина с В.Сильвестровым.
Значимы для тома материалы, связанные с 90-летием со дня основания учебного заведения и 15-летием деятельности Шнитке-центра. Этим событиям посвящена статья ректора МГИМ А.Дегтярева, основанная на документальных материалах из фондов Шнитке - центра. 
Седьмой выпуск, 2011, М., Издательский дом «Композитор», редакторы-составители А.В.Богданова, Е.Б.Долинская. При участии Н.Н.Ананьевой, О.Р.Глушковой, П.Ю.Цветковой. 
Книга посвящена 75-летию со дня рождения композитора. Юбилей отмечали во многих странах. В сборнике помещен отчет о фестивале и симпозиуме в Лондоне (А.Богданова), в котором впервые принимал участие  Шнитке-центр. 
Книга открывается масштабным разделом воспоминаний о композиторе (И.Соколов, Е.Чигарева, Ф.Липс, В.Валькова, И.Богуславский, И. Комарденкова-Шнитке). К торжественной дате были  опубликованы новые работы молодых музыковедов (А.Рязанцев, А.Мухамадеева, А.Буторина, Д.Галкина, А.Самохвалова, И.Каспарова, Е.Бессолицына, В. Ишмеева).
Их старшие коллеги посвятили свои исследования проблемам претворения комического у Альфреда Шнитке (Е.Чигарева), фольклорным истокам его произведений (А.Демченко, М.Медведева, Ж.Кривенко) - последнее направление начало развиваться недавно в работах о композиторе. 
«В зеркале прессы» - эта рубрика содержит статьи и интервью о композиторе, опубликованные в газетах и журналах разных лет. Издана впервые и одна из неизвестных литературных работ самого Шнитке - его комментарий к «Текстам» К.Штокгаузена (публикация Е.Долинской).
Опубликованы также работы, связанные с 80-летием Э.Денисова (Г.Григорьева, Ю.Каспаров, И.Богуславский), статьи о Шнитке Б.Покровского, исследование вокальных произведений В.Сильвестрова, посвященных Шнитке (А.Манушевич (Мурукина).
Восьмой выпуск, 2011, М., Издательский дом «Композитор», редакторы-составители А.В.Богданова, Е.Б.Долинская. При участии Н.Н.Ананьевой, О.Р.Глушковой, П.Ю.Цветковой.
Наследие Шнитке рассматривается в сфере не только стилистического развития музыкального искусства, но также философии и религии, нравственности и социума. Эта тенденция усиливается от сборника к сборнику. Недавно стали частично доступны для исследования материалы, собранные в Джульярдской школе музыки (Нью-Йорк). Они включают партитуры, письма, автографы набросков сочинений и т.д. Впервые в России в данном выпуске опубликованы результаты работы музыковеда Иваны Медич (Манчестер).
В Восьмой том включены многие, ранее не известные автографы Шнитке. Здесь представлены фрагменты из переписки А.Шнитке с А. Виеру (статья О.Фадеевой), автографы Шнитке в фонде Шнитке-центра (публикация Е.Долинской).
Важнейший отличительный знак Восьмого тома - присутствие на его страницах зарубежных исследователей. Кроме уже упомянутой И.Медич можно назвать А.Флехсиг (Германия). Опубликована и статья А.Ивашкина «Код Шнитке».
Шнитке посвящены статьи А.Самохваловой, Е.Цветковой, Г.Ковалевского. Киномузыка Шнитке представлена в статье о творческом сотрудничестве Шнитке и Митты (А.Богданова).
Рубрику «Труды молодых музыковедов» составили статьи ученых из разных отечественных ВУЗов.
В Восьмой том также включены материалы, связанные с юбилейными и памятными датами современников А.Шнитке (К.Хачатуряна, А.Эшпая, Е.Голубева, Н.Корндорфа, В.Гаврилина).
Девятый выпуск, 2014г., М., Издательский дом «Композитор», редакторы-составители А.В.Богданова, Е.Б.Долинская. При участии Н.Н.Ананьевой, П.Ю.Цветковой. 
Философия композитора – в центре внимания практически всех аналитических статей: Е.Бараш «Апокалипсис Шнитке и Данте: точки пересечения», А.Демченко «Мир личности в музыке Альфреда Шнитке», И.Соколова «Несколько мыслей о музыке Альфреда Шнитке (после исполнения Концерта для фортепиано и струнного оркестра)», Н.Сокольвяк «Мемориальные знаки Второго квартета Шнитке», П.Цветковой «Три мадригала Шнитке в контексте истории жанра».
Новые тенденции обнаруживаются и в отношении исследователей к киномузыке Шнитке. Интерес к ней, стремление услышать ее на концертной эстраде, воздействие на «серьезные» жанры – проявляются в статье Е.Моревой и беседе Ю.Каспарова  и А.Богдановой о  возможностях концертной адаптации киномузыки.
Все более развернутой, от выпуска  к выпуску, становится рубрика «Шнитке и …» (Е.Захарова, И.Ромащук, М.Высоцкая, Е.Симонянц).
Статья И.Барсовой представляет раритетные документальные материалы из архива Московской консерватории, связанные с преподавательской деятельностью Шнитке.
Исследование О.Фадеевой посвящено ранее мало известному поэту и переводчику, родному брату композитора Виктору Шнитке.
В сборнике помещены также воспоминания бельгийского пианиста П.Дёра о встречах со Шнитке. Множество интересных наблюдений  о музыкальной жизни  50-х годов и об отдельных сочинениях – в статье А.Бендицкого.
В связи с кончиной Александра Ивашкина, замечательного музыканта и исследователя, организатора фестивалей Шнитке на Западе, в книге помещена небольшая часть статей, посвященных его памяти.
 
МГИМ им. А.Г.Шнитке опубликовал две работы Е.Б.Долинской:

Монографию  «Театр Прокофьева. Исследовательские очерки». – М.: Издательство «Композитор», 2012 г.  – 376 с.  и сборник статей «Яков Флиер». К столетию со дня рождения. 2-е изд., доп. – М.: Издательство «Композитор», 2012.- 328 с., илл. (составители Е.Долинская, Л.Флиер, С.Мусаэлян, С.Виноградов, Р.Ахмадеева. Общая редакция Е.Долинской).
Первая книга рекомендована Учебно-методическим объединением высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области музыкального искусства в качестве учебного пособия для педагогов и студентов высших учебных заведений по специальности 072901 «Музыковедение».
Книга построена по схеме оперного спектакля: в ней есть Пролог и Эпилог, два антракта (стилевые обобщения) и двенадцать картин-очерков. Каждый крупный раздел исследования назван Действием. Первое обозначено «В начале было слово» и включает три картины («Музыка и слово», «Слово и музыка», «Слово режиссирующее»). Действие второе названо «В мире оперы». Его четыре картины повествуют о совсем ранних операх, а также о таких жанрах как трагедия-сатира и опера-фарс, о двух операх по одной модели, о дилогии опер о войне и мире. Действие третье озаглавлено как «Балетные меридианы». Здесь две картины рассматривают: одноактные спектакли антрепризы Дягилева и триаду поздних шедевров. Действие четвертое обсуждает проблему соотношения театра и театральности, в частности, на примере симфонических жанров. Обобщаются методы театральности и отдельно рассматривается музыка в драматическом театре. В книге 376 страниц и большая серия нотных примеров.

Вторая книга - о яркой личности Я.В.Флиера. О нем писалось много и по разным поводам. В книге шесть разделов, призванных вкупе создать объемный портрет музыканта. О его призвании в профессию вспоминают Т.Хренников, Д.Кабалевский, Э.Гилельс и Л.Коган, М.Паверман и З.Долуханова (практически все крупные деятели его эпохи).
Особо масштабно представлен второй раздел и третий, где своего великого учителя вспоминают его многочисленные ученики, лауреаты многих международных конкурсов: Л.Власенко и Р.Щедрин, В.Постникова и Ю.Айрапетян, М.Плетнев и Б.Давидович, В.Фельцман. Напомним, что это сборник – новая публикация первого сборника, что выходил в 1983 году, но в силу условий СССР не мог включать воспоминания учеников, проживающих за рубежом. Еще один раздел книги включает статьи и размышления Якова Владимировича о Музыке и музыкантах (например, об Артуре Рубинштейне и конкурсе им.П.И.Чайковского, в жюри которого входил и профессор Флиер). Книга имеет 326 страниц и огромный фотоальбом.
Альфред Шнитке в воспоминаниях современников. К 20-летию Московского государственного  института музыки имени А.Г.Шнитке. – М.: Издательство «Композитор», 2013. – 288 с., ил. (Редакторы-составители А.В.Богданова, Е.Б.Долинская).
Книга имеет четыре раздела (39 статей), посвященных разным ипостасям творческой деятельности А.Г.Шнитке. Раздел Страницы жизни включают воспоминания и исследования разных музыкантов, связанных с композитором лично или изучающих его творчество. В разделе Личность и творчество помещены статьи композиторов (С.Слонимский, Р.Леденев, Г.Канчели, С.Губайдулина, Р.Щедрин), писателей (Ф.Искандер, В.Ерофеев), кинорежиссеров (А.Митта, А.Хржановский), доктора Мира Л.Рошаля и многих видных музыковедов. Как и любой крупный композитор А.Шнитке  имел  свой круг исполнителей (третий раздел). Среди них: Ю.Башмет, Ф.Липс, В.Полянский, Б.Тевлин, С.Сондецкис и другие. Книгу завершает раздел В творческом содружестве, где воспоминаниями поделились такие выдающиеся мастера, как  режиссер Б.Покровский,  композитор Г.Фрид, кинорежиссер Э.Климов и еще многие другие, с которыми  у А.Г.Шнитке сложились тесные  творческие связи.
Сергей Слонимский – собеседник.  –  М.: МГИМ имени А.Г.Шнитке, 2014. – 204 с.+ 12 ил. (Редакторы-составители Е.Б.Долинская  и М.Валитова).
Книга посвящена одному из крупнейших композиторов второй половины XX – начала XXI  веков. Здесь собраны интервью разных лет, в которых петербургский Мастер делится своим многогранным творческим опытом работы практически во всех ипостасях. Важно, что в век, когда уже не пишутся письма (их заменили СМС), интервью стало главным свидетельством сокровенных мыслей и чувств выдающихся художников в разных областях культуры.
А.В. Богданова. Музыка и советская тоталитарная система. Постсталинский период. - Издательство Академическая наука, 2014.- 142 с.
По материалам и документам из архива ЦК КПСС  исследуется взаимодействие советской власти и музыкального искусства  во второй половине 50-х – 80-х годах прошлого века, когда идеология оказывала заметное давление на композиторское творчество, исполнительство, на всю музыкальную жизнь (о чем мы знаем, в частности, на примере творчества Шнитке).
В культурологическом аспекте рассматриваются факты из истории музыкально-социологических идей, отношения государства с музыкальным искусством в разные эпохи. Социология музыки представлена как одно из важных направлений музыкознания, приводятся конкретные примеры вмешательства власти в процесс развития музыкального искусства. Отдельная глава посвящена взаимодействию социального и индивидуального в музыке на примере творчества Шостаковича.
А.В. Богданова. О киномузыке Шнитке, художественные фильмы. 
М.: МГИМ им А.Г.Шнитке, 2015, 150 с., ил.

В книге собраны статьи автора, опубликованные в разных выпусках сборника « Альфреду Шнитке посвящается» и раскрывающие тему прежде всего в культурологическом и социальном аспектах.
Работа состоит из двух разделов. В первом рассматриваются материалы из архива Госфильмофонда (в основном, изданные впервые) и включающие информацию обо всех художественных фильмах с музыкой Шнитке, приводятся первые отклики прессы, факты из истории каждого фильма.
Второй раздел включает очерки и интервью. В нем собраны статьи о творческом содружестве композитора  с режиссерами А.Миттой и Л.Шепитько, статья об особенностях киномузыки Шнитке начала 70-х годов, а также беседа автора с композитором Юрием Каспаровым.
Альманах, посвящённый 80-летию А.Г.Шнитке.
К открытию юбилейной выставки «Шнитке//Schnittke» в помещении музея С.С.Прокофьева в Камергерском переулке МГИМ имени А.Г.Шнитке опубликовал Альманах, посвященный 80-летию со дня рождения композитора. Здесь собраны разные материалы. Например, рассказывающие об успешном проведении международного Фестиваля, организованного Московской консерваторией совместно с МГИМ имени А.Г.Шнитке. С большим успехом проходили концерты Фестиваля в разных престижных залах столицы. К памятной дате был приурочен и выпуск 9-го, юбилейного тома «Альфреду Шнитке посвящается», научные рубрики которого учитывали при составлении Альманаха. Вместе с тем, многое здесь привлекалось и впервые. В частности, связанное с городами Энгельса и Саратова. Именно на Родине Шнитке начинала свой славный путь в Музее имени Радищева выставка, ставшая передвижной. Об успехе выставки свидетельствуют цифры: за три недели её посетило более 1500 человек.  Альманах напечатан журналом Музыкант-классик, как 11-12 номера (юбилейные) за 2014 год.
Над Альманахом работали: сотрудники Шнитке-центра МГИМ имени А.Г.Шнитке, а также профессора Московской консерватории имени П.И.Чайковского, проректоры К.В.Зенкин, Л.Е.Слуцкая, профессора МГИМ имени А.Г.Шнитке проректоры П.А.Хазанов, Е.О.Цветкова, декан Н.Б.Буянова, заместитель декана Д.В.Решетников, редактор Т.И.Коровина. 
Автор идеи Альманаха – Елена Долинская.
И.Г.Комарденкова-Шнитке. «По страницам семейного альбома  Шнитке». Изд.2, испр. и доп.  – М.: МГИМ им. А.Г.Шнитке, 2015. – 72 с., ил. (15-летию Музея Альфреда Шнитке посвящается).
Книга представляет собой уникальный документ, написанный сестрой композитора, – свидетельство первых лет жизни великого Мастера. Во втором расширенном издании (первое вышло в 2003 году) четыре очерка. Первый («Из истории семьи») рассказывает об окружении, в котором рос и формировался будущий всемирно известный композитор. Последующие очерки рассказывают  о жизни семьи в Энгельсе и Вене (куда семья переехала в связи с командировкой отца в Германию). Издание богато иллюстрировано редкими и ценными фотографиями из семейного альбома.

Афиша

22
11/17

 
"НЕЗАБЫВАЕМЫЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ"
Вечер памяти Виктора Подуровского


30
11/17

 
ИЗБРАННЫЕ СТРАНИЦЫ ВОКАЛЬНОЙ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ МУЗЫКИ



 

Последние новости
17-ноября-2017
МГИМ имени А.Г. Шнитке принял участие в работе VI Санкт-Петербургского Международного культурного форума
17-ноября-2017
Опубликована программа конференции "Молодые исследователи о музыке"
15-ноября-2017
Московский камерный Шнитке-оркестр выступил на открытии культурного форума "Дни Москвы в Вене"
15-ноября-2017
11 ноября состоялся мастер-класс Заслуженного артиста РФ, доктора искусствоведения М.А. Аркадьева
14-ноября-2017
Московский Камерный Шнитке-оркестр под управлением заслуженного артиста России, профессора Игоря Громова принял участие в концерте Горана Бреговича в Московском Международном Доме Музыки

 


 


© 2017, Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке.

Все права защищены.
123060, г. Москва, ул. Маршала Соколовского, д. 10
схема проезда

(499) 194-04-33 (499) 194-83-89 (факс)
info@schnittke-mgim.ru

создание сайта 

 


Любые материалы сайта могут быть использованы и опубликованы на другом сайте без предварительного согласования, при полном или частичном использовании материалов ссылка на источник www.schnittke-mgim.ru обязательна. Оффлайновые издания могут использовать материалы сайта только после письменного согласования с руководством института.