Новости
Учреждение, подведомственное Департаменту культуры города Москвы
 
 
Ru Eng
     
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Карта сайта

Приглашаем посетить концерты в рамках Концертной декады, посвященной 90-летию Альфреда Шнитке




Главная / Новости
 
Новости

Концерт Всероссийского фестиваля «Музыкальное обозрение–opus 33»

28-октября-2022


24 октября 2022 года в Большом зале Московской консерватории состоялся концерт Всероссийского фестиваля «Музыкальное обозрение – орus 33», в программах которого обыгрывается число 33. В нем приняли участие Московский симфонический Шнитке-оркестр под управлением заслуженного артиста РФ профессора Игоря Юрьевича Громова, а также солисты – заслуженный артист РФ Алексей Найдёнов и лауреат международных конкурсов Сергей Осокин.  Вела концерт проректор РАМ им. Гнесиных, профессор, доктор искусствоведения Дина Константиновна Кирнарская.

Программа концерта включила произведения, созданные 33-летними композиторами (за исключением композиции С. Губайдулиной, посвященной 33-летнему Иисусу Христу). Главную тему представленной программы можно определить как онтологический контраст. Первым воплощением этого контраста стало сопоставление двух композиций – «Вариаций на тему Чайковского» ор. 35а А. Аренского (1894) и партиты «Семь слов Христа на кресте» для виолончели, баяна и струнных С. Губайдулиной (1982). Несмотря на то, что произведение Аренского относится к жанру in memoria (это переложение Второго квартета, созданного под впечатлением безвременной смерти Петра Ильича), в интерпретации И.Ю. Громова и его коллектива оно прозвучало проникновенно-просветленно, впечатляя тонкими градациями оттенка piano, выразительным интонированием мелодических линий; даже динамичные четные вариации  оказались погруженными в единый лирический поток.

Если в Вариациях А. Аренского трагизм проявлялся очень сдержанно, то в сочинении С. Губайдулиной он воплощается с предельной полнотой. Композитор трактует сюжет «Семи слов» как трагедию внутреннего состояния умирающего, его агонии. Трагическая коллизия развертывается в бесконечном круговом движении, символизируя беспредельность крестной муки. Три тембра – виолончель, баян и струнный оркестр – становятся участниками священного ритуала. Ведущий инструмент – виолончель – концентрирует в себе личностное начало. В исполнении Алексея Найдёнова трагическая экспрессия насыщает каждый отрезок мелодической линии – от инфернальных нижних регистров до высочайших «флейтовых» флажолетов. Сложнейшая сонорная партия баяна вступает в диалог с высказываниями виолончели: Сергей Осокин как будто создает сверхличную ауру, энергетический поток, пронизывающий композицию партиты. Струнный оркестр олицетворяет образ иррационально-светлый. И.Ю. Громов снова подчеркивает в его звучании лирическую сторону, устанавливая связь с предшествующим сочинением.

Субъективно-психологическим опусам первой половины концерта противопоставлены более картинные и объективные композиции второй половины – Шестая симфония h-moll ор. 54 Д. Шостаковича (1939) – и Симфоническая сюита С. Прокофьева из оперы «Любовь к трем апельсинам» ор. 33bis (1924).

Крупный эпический штрих был задан симфоническим циклом Шостаковича. Широко и мощно прозвучала первая часть – Largo, которую И.Ю. Громов трактовал как целостный трагический монолог; его отсвет сохранился и в скерцо, представшее не столько в фантасмагоричном облике, сколько в жанровом. В результате скерцозная и финальная части сблизились, образуя единую жанровую картину. Свое развитие эта сфера продолжила в прокофьевской сюите, в которой также акцентировались жанровые образы, при этом в них ярко проявилась инфернальность («Игра в карты»). Подчеркнутая в исполнении оркестра И. Ю. Громова демоническая сфера вышла за пределы сказки, продолжая сквозную трагическую линию концерта.

Публика, в которой преобладали профессиональные музыканты, приняла выступления участников концерта с большим воодушевлением, высоко оценив их художественный и профессиональный уровень. Как отметил в своем вступительном слове руководитель проекта и главный редактор «Музыкального обозрения» Андрей Устинов, данный концерт явился яркой кульминацией фестиваля, представляя наиболее сложную и насыщенную программу из ранее прозвучавших.

кандидат искусствоведения М. А. Егорова

 

 

 

 



назад


Афиша

20
04/24

 
КОНЦЕРТНАЯ ДЕКАДА, ПОСВЯЩЕННАЯ 90-ЛЕТИЮ АЛЬФРЕДА ШНИТКЕ


21
04/24

 
КОНЦЕРТНАЯ ДЕКАДА, ПОСВЯЩЕННАЯ 90-ЛЕТИЮ АЛЬФРЕДА ШНИТКЕ


21
04/24

 
Концерт хоровой музыки


22
04/24

 
День виолончелиста в МГИМ им.А.Г.Шнитке


26
04/24

 
КОНЦЕРТ РУССКОГО НАРОДНОГО ХОРА МГИМ им. А.Г. Шнитке



 

Последние новости
15-апреля-2024
Студенты и сотрудники МГИМ им. А.Г. Шнитке приняли участие в общегородском субботнике.
07-апреля-2024
От всей души поздравляем с блестящей защитой диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Диденко Юрия Валерьевича и его научного руководителя доктора педагогических наук, доктора культурологии, профессора Щербакову Анну Иосифовну
05-апреля-2024
«Риск необходим. Каждый день все мы рискуем и поэтому начинаем что-то новое»
04-апреля-2024
«Не я пишу музыку, я лишь улавливаю то, что мне слышится …»
03-апреля-2024
31 марта 2024 года кафедра фортепианного искусства МГИМ им. А.Г. Шнитке совместно с Центром профессионального мастерства по направлению «Фортепиано инструментальных отделений» ДОПСКИ при Департаменте культуры города Москвы провели IV Всероссийский конкурс-фестиваль "Piano ad libitum" для обучающихся разных специальностей учебных заведений среднего профессионального образования в области культуры и искусства.

 


 


© 2024, Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке. Все права защищены.

Выходные данные сетевого издания "Вестник МГИМ им. А.Г. Шнитке".
123060, г. Москва, ул. Маршала Соколовского, д. 10
схема проезда

(499) 194-83-89
institutshnitke@culture.mos.ru

 


Любые материалы сайта могут быть использованы и опубликованы на другом сайте без предварительного согласования, при полном или частичном использовании материалов ссылка на источник www.schnittke-mgim.ru обязательна. Оффлайновые издания могут использовать материалы сайта только после письменного согласования с руководством института.