Новости
Учреждение, подведомственное Департаменту культуры города Москвы
 
 
Ru Eng
     
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Карта сайта

Приглашаем посетить концерты в рамках Концертной декады, посвященной 90-летию Альфреда Шнитке




Главная / Новости
 
Новости

Еще раз о Концерте симфонического Шнитке-оркестра в рамках фестиваля «OPUS 33»

08-ноября-2022


24 октября состоялся концерт Московского симфонического Шнитке-оркестра (художественный руководитель и дирижер – Заслуженный артист РФ, профессор Игорь Громов), который прошел в Большом зале консерватории в рамках фестиваля «Opus 33». В первом отделении прозвучало произведение Антона Аренского «Вариации на тему Чайковского» (33 вариации), и духовное сочинение Софьи Губайдулиной – «Семь слов Спасителя на кресте», связанное с тематикой фестиваля, возрастом Христа.

«Вариации на тему Чайковского», написанные Аренским на смерть Петра Ильича, прозвучали как печальная интродукция концерта. Аллюзии на разного рода «салонные сентиментальности» Чайковского, справедливо отмеченные во вступительном слове Диной Кирнарской, уступили место неподдельной скорби. Тихое окончание стало большой неожиданностью. Вариации как бы представили в рамках концерта лирико-драматическую сферу русской музыки последней четверти XIX века. Но назвать их лишь оммажем Чайковскому нельзя, ведь это абсолютно самостоятельное и явно программное произведение, в финале оплакивающее закат «солнца русской музыки».

Прозвучавшие следом «Семь слов Спасителя на кресте» произвели сильнейшее впечатление, оставив тяжелое чувство, которое оказалось не под силу сгладить второму отделению. После Аренского контраст не просто сработал, а оказался даже слишком ярким. Приемы игры, используемые солистами – Заслуженный артист РФ Алексей Найдёнов (виолончель) и лауреат международных конкурсов Сергей Осокин (аккордеон) – не могли не заинтересовать, особенно, после вступительного слова о том, что Софья Асгатовна «впервые изобразила в музыке страдания Христа». Нельзя не отметить очень тонкий «эффект погружения», присущий произведению. Если вслушаться в него, доверившись самой музыке, оно вознаграждает практически катарсисом. При этом течение времени будто замедляется. Конечно, это трудно и требует полной включенности в процесс и зрителя тоже.

Во втором отделении были представлены опусы, написанные в 33 года двумя классиками XX века – Д.Д. Шостаковичем и С.С. Прокофьевым. Симфония №6 Шостаковича, открывшая второе отделение, запомнилась своим необычным звучанием и глубоким психологизмом, в принципе отличающим музыку этого композитора при всей сложности ее гармонического языка. После развернутой первой части, будто наполненной настороженно-мрачной рефлексией и небольшой второй с несколькими яркими кульминациями особенно запомнилась основная тема финала, вызывающая даже ассоциации с музыкой Россини, а конкретно – с его увертюрой к «Вильгельму Теллю». Проскальзывали и мелодии, напоминающие о творчестве венских классиков, а в какой-то момент даже прозвучала тема в духе «футбольного марша», которую упомянула во вступлении ведущая Дина Кирнарская.

Сюита, состоящая из фрагментов оперы «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева завершила концерт. На фоне двух пусть и принципиально разных, но все же почти равноценных по силе воздействия крупных симфонических полотен она воспринималась как отдохновение. Вместе с тем у зрителей появилась возможность немного расслабиться и с увлечением следить за сменяющими друг друга эпизодами театрально-изобразительного характера (такие черты стиля композитора, как объективность и событийность, опять же, были очень точно подмечены Диной Кирнарской). Хотя некоторые гротескно-скерцозные фрагменты иногда заставляли насторожиться.

Хотелось бы отметить мастерство музыкантов, особенно солистов «Семи слов…» С. Губайдулиной – Алексея Найдёнова (виолончель) и Сергея Осокина (аккордеон). Художественная ценность произведений, отобранных организаторами фестиваля, не вызывает сомнений. В самом конце марш был повторен, по всей видимости, чтобы закончить концерт на оптимистической ноте. Публика оценила такой подход и долго провожала симфонический Шнитке-оркестр овациями.

 

Студент колледжа МГИМ имени А.Г. Шнитке

Грицай Павел

(кл. преподавателя Якименко Ю.В.)



назад


Афиша

20
04/24

 
КОНЦЕРТНАЯ ДЕКАДА, ПОСВЯЩЕННАЯ 90-ЛЕТИЮ АЛЬФРЕДА ШНИТКЕ


21
04/24

 
КОНЦЕРТНАЯ ДЕКАДА, ПОСВЯЩЕННАЯ 90-ЛЕТИЮ АЛЬФРЕДА ШНИТКЕ


21
04/24

 
Концерт хоровой музыки


22
04/24

 
День виолончелиста в МГИМ им.А.Г.Шнитке


26
04/24

 
КОНЦЕРТ РУССКОГО НАРОДНОГО ХОРА МГИМ им. А.Г. Шнитке



 

Последние новости
15-апреля-2024
Студенты и сотрудники МГИМ им. А.Г. Шнитке приняли участие в общегородском субботнике.
07-апреля-2024
От всей души поздравляем с блестящей защитой диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Диденко Юрия Валерьевича и его научного руководителя доктора педагогических наук, доктора культурологии, профессора Щербакову Анну Иосифовну
05-апреля-2024
«Риск необходим. Каждый день все мы рискуем и поэтому начинаем что-то новое»
04-апреля-2024
«Не я пишу музыку, я лишь улавливаю то, что мне слышится …»
03-апреля-2024
31 марта 2024 года кафедра фортепианного искусства МГИМ им. А.Г. Шнитке совместно с Центром профессионального мастерства по направлению «Фортепиано инструментальных отделений» ДОПСКИ при Департаменте культуры города Москвы провели IV Всероссийский конкурс-фестиваль "Piano ad libitum" для обучающихся разных специальностей учебных заведений среднего профессионального образования в области культуры и искусства.

 


 


© 2024, Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке. Все права защищены.

Выходные данные сетевого издания "Вестник МГИМ им. А.Г. Шнитке".
123060, г. Москва, ул. Маршала Соколовского, д. 10
схема проезда

(499) 194-83-89
institutshnitke@culture.mos.ru

 


Любые материалы сайта могут быть использованы и опубликованы на другом сайте без предварительного согласования, при полном или частичном использовании материалов ссылка на источник www.schnittke-mgim.ru обязательна. Оффлайновые издания могут использовать материалы сайта только после письменного согласования с руководством института.