Новости
Учреждение, подведомственное Департаменту культуры города Москвы
 
 
Ru Eng
     
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Карта сайта

19.11.2024 в Московском международном Доме музыки состоится концерт к 90-летию Альфреда Шнитке




МГИМ им. А.Г. Шнитке / Новости
 
Новости

ЭПОХА ШНИТКЕ. «Вслушиваясь в тишину…» (авторские сочинения для фортепиано Евгении Петеневой)

02-декабря-2022


16 ноября 2022 года в МГИМ им. Шнитке прошла творческая встреча с кандидатом психологических наук, доцентом кафедры философии,истории, культуры и искусства Евгенией Сергеевной Петеневой. Встреча стала интересным опытом для педагогов и студентов, которые смогли познакомиться с малоизученной сферой современной «музыки тишины». Евгения Сергеевна представила свои произведения с комментариями к каждой пьесе, каждая из которых прозвучала исполнении автора, что особенно ценно. Порядок повествования был хронологический, что позволило представить творческий путь композитора. Евгения Сергеевна отмечала, что главное в этом жанре не форма, гармония и прочие музыкальные средства выразительности, а образ, чувства и состояние, в которое музыка вводит слушателя. И с этим трудно не согласиться, поскольку такую особенность этой музыки отметили многие музыковеды, посетившие встречу. Возможно, это связано с необычным исполнением пьес, которые исполнялись по 4-5 композиций без перерыва, что создавало атмосферу умиротворенности и покоя. Такое явление вполне может быть связано с интересным фактом, о котором говорила Евгения Сергеевна, когда определенный темп, тональность, динамика, погружают слушателей в созерцательное, спокойное состояние. Эта встреча была наполнена увлекательными фактами и красивой легкой для восприятия музыкой, что позволило слушателям открыть для себя что-то новое.

Интервью с Евгенией Петеневой

– Евгения Сергеевна, расскажитепочему Вы стали сочинять музыку? Может быть на Вас повлиял какой-то композитор или это влияние какой-то другой значимой личность в Вашей жизни?

– Помню, что, когда я поступила в музыкальное училище и узнала о классе композиции, то пришла в назначенное время и принесла два романса. Там мне сказали, что все однотипно, а потом началась учеба на теоретическом отделении и композицией я больше не занималась (были сочинения только в учебных целях). А до поступления я танцевала и пела в театральной студии при новосибирском театре «Глобус», где шла подготовка к спектаклю «Мы» с музыкой Григория Гоберника. Думаю, что мелодизм, яркость театральных образов его музыки повлияли на меня. Потом неоднократно работала с юными актерами и студентами театрального института. Занимаясь вокалом с артистами театральной студии, мне предложили подобрать музыку к детскому спектаклю «Лягушонок и море», когда я прочитала сценарий, музыка просто зазвучала, мне оставалось ее записать. Точно не помню, когда появились фортепианные миниатюры, примерно тогда же – в конце 90-х. Потом был десятилетний перерыв, но судьба подарила встречу с человеком, который вернул меня на стезю творчества.

– А в каких еще жанрах Вы пишите музыку?

Помимо фортепианной миниатюры, пишу музыку для детей: песни (часть из них издана в виде диска с названием «Будет музыка с тобой!»), мюзикл «Когда без дружбы нельзя…», музыка к спектаклю «Лягушонок и море», отдельная область – авторская песня (лирика), есть переложения моих песен для хора (песня «Мама», диптих «К Зиме» на слова К. Бальмонта), есть несколько романсов.

– Вы пишите только для фортепиано или для других инструментов тоже? Есть ли у Вас сочинения крупной формы?

Да, в основном пишу музыку для фортепиано и голоса. По природе я больше тяготею к миниатюрам, крупная форма мне не дается (хотя есть  циклы, например, «Fünf Aquarelle», «День аиста»). Мне нравятся «микропроцессы» в музыке. До сих пор меня удивляет, что одна и та же начальная интонация может дать совершенно разные варианты продолжения или, когда пьесы, написанные мною в разное время, обладают интонационной общностью.

– Помогают ли Вам знания психологии в достижении нужного художественного образа, если да, то как?

Думаю, что нет, написание музыки – это интуитивный процесс, путешествие, которое иногда не знаешь, чем может завершиться. Название для сочинений порой также приходит интуитивно, как это произошло с пьесой «Этот хрупкий мир». Написав ее, обнаружила в мелодической линии многократное повторение словосочетания «хрупкий мир». По-видимому, это бессознательные процессы. Но признаю, что интерес к психологии, зародившийся у меня в конце 90-х гг. и характер музыки, и черты моей личности взаимосвязаны.

– Насколько у Вас получается совмещать композиторскую и преподавательскую деятельность?

Крайне сложно. По своему существу педагогическая деятельность требует больших ресурсов. Сочинение – хорошей концентрации и умения доводить созданное до исполнения, то есть нужны деловые, коммуникативные качества, терпение. Каждый такой момент, будь то постановка спектакля, концерт, издание песни или альбома на стриминговых платформах – это параллельная жизнь, также требующая больших ресурсов.

– Какие у вас ближайшие творческие замыслы?

Вывести в мир созданную музыку, сделать записи песен. В общем – издание во всевозможных вариантах и, конечно, исполнение. Открытие, что моя фортепианная музыка обладает психотерапевтическим эффектом, заставляет искать новые формы взаимодействия со слушателем. Также сейчас нахожусь в поиске сюжета для сценария детского мюзикла.

– Спасибо Вам за интервью!

 

Студент колледжа МГИМ имени А.Г. Шнитке
Докучаев Олег
(кл. преподавателя Якименко Ю.В.)



назад


Афиша

12
12/24

 
Отчетный концерт кафедры народного исполнительского искусства


13
12/24

 
РОЖДЕСТВЕНСКАЯ РАПСОДИЯ


14
12/24

 
Отчетный концерт кафедры народного исполнительского искусства


15
12/24

 
Музыка для духовых. Концерт ассистентов-стажёров МГИМ им.А.Г.Шнитке


15
12/24

 
Концерт класса Заслуженного артиста РФ, доцента А.В.Найденова



 

Последние новости
09-декабря-2024
Поздравляем студентов и педагогов кафедры народного исполнительского искусства с успешным выступлением на XIII Международном фестивале народного песенного искусства "Как на речке было на Фонтанке" в г. Санкт-Петербург
08-декабря-2024
От всей души поздравляем с блестящей защитой диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения выпускницу аспирантуры МГИМ им. А.Г. Шнитке Дин Яо и ее научного руководителя доктора искусствоведения, профессора Алябьеву Анну Геннадьевну!
06-декабря-2024
5 декабря в Концертном зале МГИМ им. А.Г. Шнитке состоялась творческая встреча с художественным руководителем оперной труппы, главным режиссером Московского музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко Александром Борисовичем Тителем.
30-ноября-2024
Коллектив МГИМ им.А.Г.Шнитке сердечно поздравляет Анну Иосифовну Щербакову с назначением на должность ректора сроком на 5 лет (приказ Департамента культуры города Москвы 773/ОДК от 29 ноября 2024 г.)!!!
25-ноября-2024
90 лет исполнилось со дня рождения выдающегося композитора Альфреда Шнитке. Новости. Первый канал

 


 


© 2024, Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке. Все права защищены.

Выходные данные сетевого издания "Вестник МГИМ им. А.Г. Шнитке".
123060, г. Москва, ул. Маршала Соколовского, д. 10
схема проезда

(499) 194-83-89
institutshnitke@culture.mos.ru

 


Любые материалы сайта могут быть использованы и опубликованы на другом сайте без предварительного согласования, при полном или частичном использовании материалов ссылка на источник www.schnittke-mgim.ru обязательна. Оффлайновые издания могут использовать материалы сайта только после письменного согласования с руководством института.