Новости
Учреждение, подведомственное Департаменту культуры города Москвы
 
 
Ru Eng
     
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Карта сайта

Приглашаем посетить концерты в рамках Концертной декады, посвященной 90-летию Альфреда Шнитке




Главная / Новости
 
Новости

Музыкальное обозрение: Концерт Московского симфонического Шнитке-оркестра в исторически главном концертном зале России — Большом зале Московской консерватории 24 октября 2022 — стал центральным событием фестиваля «Музыкальное обозрение – Opus 33»

21-марта-2023


Открыл вечер вступительным словом главный редактор «МО» Андрей Устинов, коротко рассказавший об истории и о сегодняшнем дне газеты.

О «Музыкальном обозрении», о фестивале «Музыкальное обозрение – Opus», о каждом сочинении, о каждом авторе говорила в своих комментариях музыковед, проректор РАМ имени Гнесиных, доктор искусствоведения и психологии Дина Кирнарская. Профессор Кирнарская участвовала в нескольких проектов «Музыкального обозрения»: вела концерт «Opus 32», симфонический концерт на фестивале «Кружева», а 24 октября 2022 впервые в своей творческой карьере вышла на сцену Большого зала Московской консерватории.

 

Аренский. Реквием по Чайковскому

«Вариации на тему Чайковского» — вторая часть Струнного квартета № 2 Антона Аренского, переработанная для струнного оркестра. Этим сочинением, написанным в 1894, в возрасте 33 лет, Аренский откликнулся на смерть в 1893 П.И. Чайковского (Чайковский ценил Аренского и одобрительно отзывался о его творчестве). В качестве темы вариаций Аренский взял мелодию одной из «Шестнадцати песен для детей» соч. 54 Чайковского (1883) — «Легенда» на стихи А. Плещеева:

«Был у Христа-младенца сад,
И много роз взрастил он в нем;
Он трижды в день их поливал,
Чтоб сплесть венок себе потом.

Когда же розы расцвели,
Детей еврейских с’озвал он;
Они сорвали по цветку,
И сад был весь опустошен.

«Как ты сплетешь теперь венок?
В твоем саду нет больше роз!»
«Вы позабыли, что шипы
Остались мне», – сказал Христос.

И из шипов они сплели
Венок колючий для него,
И капли крови вместо роз
Чело украсили его».

Вариации Аренского — Реквием по Чайковскому. С этим сочинением Аренский в последний раз появился на публике как дирижер: в 1904, за два года до своего ухода из жизни.

Губайдулина. «Семь слов»

Когда стала известна дата концерта Шнитке-оркестра — 24 октября, день рождения Софии Губайдулиной, руководитель оркестра Игорь Громов включил в программу ее сочинение: партиту для виолончели, баяна и струнных «Семь слов». В этот день Губайдулиной исполнился 91 год.

Именно партитура Губайдулиной, выдающегося композитора современности, стала скрепляющим звеном программы.

Сочинение, написанное в 1982, посвящено инициаторам его создания и первым исполнителям — виолончелисту Владимиру Тонхе и баянисту Фридриху Липсу (камерным оркестром «Ричеркар» дирижировал Юрий Николаевский). Мировая премьера состоялась ровно за 40 лет до нынешнего исполнения: 20 октября 1982.

В концерте Шнитке-оркестра 24 октября 2022 солировали доценты МГИМ имени Шнитке: виолончелист Алексей Найденов (участник струнного трио, исполнявшего «Гольдберг-вариации» Баха на концерте-вернисаже выставки «Образы музыки. Фортепиано» в Вологде) и баянист Сергей Осокин.

«Специально для “Семи слов” были найдены некоторые новые способы звукоизвлечения, на что композитор указала в опубликованной партитуре, — пишет в своей книге о Софии Губайдулиной музыковед Валентина Холопова. — <…> В качестве текстового и музыкального ориентира Губайдулина избрала “Семь слов Иисуса Христа на кресте” Шютца.

Из оратории Шютца она заимствовала строки словесного текста для заглавий частей своего сочинения и небольшую музыкальную цитату (5 тактов) на слово “Жажду”. <…> Персонифицированы музыкальные инструменты — Губайдулина называет это “инструментальной символикой”: виолончель — жертва, Бог-Сын; баян — Бог-Отец; струнные — Святой Дух. В приемах игры имитируется распятие на кресте: символически «распинается» открытая струна виолончели исполнением на ней хроматики и микрохроматики. <…> Символически интерпретируются и струнные инструменты. Струнный “хор” придерживается регистра человеческих голосов, но в отдельные моменты вдруг возносится в регистр флажолетов, олицетворяя дыхание Святого Духа».

Дина Кирнарская: «С помощью звука, его возможностей Губайдулина рисует величественную картину распятия. Мы слышим, как мучается Христос; как он дышит, задыхается; какие-то картины мелькают в его угасающем сознании; то вдруг какой-то возглас. А рядом окружающий мир, и мы вспоминаем, что это месяц Нисан в Иерусалиме, конец апреля, ужасная жара, дует хамсин, солнце палит нещадно, он на кресте, испытывает адскую боль, его кусают мухи, кругом пот, кровь, все это смешивается со слезами. И эту картину Губайдулина нарисовала впервые в музыкальном искусстве. Мы впервые в музыке увидели, как же все это было, сумели войти в состояние Христа и сроднились с состоянием не только Спасителя, но и всех, кто мог быть замучен, невинно убит, кто страдал, прошел через пытки, ужасы, унижения. И милосердие, и сострадание прорастает в нашей душе по воле композитора».

Шостакович. Между Пятой и Седьмой

Симфония № 6, написанная Дмитрием Шостаковичем, в 1939, в 33 года — как будто интермеццо в череде его крупных симфонических полотен. Она невелика по масштабам, трехчастна (в отличие от грандиозных Пятой и Седьмой), звучит чуть более получаса, причем почти две трети, около 20 минут, занимает I часть, Largo.

«Шестая симфония по характеру музыки будет отличаться от настроений и эмоционального тонуса Пятой симфонии, для которой были характерны моменты трагизма и напряженности. В последней симфонии преобладает музыка созерцательного и лирического плана. В ней мне хотелось передать настроения весны, радости, молодости», — говорил автор в интервью газете «Ленинградская правда».

Но это лишь часть правды. Как часто у Шостаковича, он многого не договаривает, и подтекст не менее значим, чем текст. Вторая половина 1930-х — один из самых тяжких периодов в жизни Шостаковича. Он подвергся жестокой критике в статьях «Сумбур вместо музыки» и «Балетная фальшь». Запрещена опера «Леди Макбет Мценского уезда», самим композитором отменена премьера 4-й симфонии (она состоялась лишь спустя 25 лет).

В жерновах «большого террора» были репрессированы многие его родственники и друзья, некоторые расстреляны (музыковед Николай Жиляев, маршал Михаил Тухачевский). Год создания Шестой симфонии — это и год ареста Всеволода Мейерхольда. В 1929 Шостакович работал с Мейерхольдом и написал музыку к спектаклю ТИМа «Клоп». А спустя 10 лет волей судьбы Шостакович оказался последним человеком, с которым Мейерхольд виделся на свободе. Это было 19 июня 1939 в Ленинграде, куда Мейерхольд приехал на репетиции Всесоюзного парада физкультурников. На следующий день режиссер был арестован.

Дина Кирнарская: «К 1939, времени написания Шестой симфонии, Шостакович уже пережил очень многое. Статьи в “Правде”, линчевание, он лишь по случайности не оказался в ГУЛАГе. Пятая симфония, как бы “советская”, его отчасти реабилитировала. Шостакович — композитор, который защищает человека, который ненавидит и клеймит насилие, сочувствует несчастью.

Он все время оплакивает убитых, замученных людей. Такова и Шестая симфония. Вся первая часть — словно молчание, которое говорит больше, чем слова.

Реквием по всем замученным, набат и песнь над могилами. Оплакивание убитых, замученных людей. А скерцо и финал очень похожи: шабаш ведьм, напоминающий Фантастическую симфонию Берлиоза. Как будто беготня и суета бесов и чертей, виляющих, извивающихся, в которой слышны отзвуки расстрелов…

Так построена эта симфония: человеческий голос, оплакивающий страдальцев, и беснующаяся гадкая нечисть».

Прокофьев. Дважды 33

Судьбы Шостаковича и Прокофьева — композиторов, чья музыка звучала в программе Шнитке-оркестра «Opus 33» — связаны многими обстоятельствами: в том числе и взаимоотношениями с властью, и фигурой Всеволода Мейерхольда.

Музыка Прокофьева и Шостаковича составила основу репертуара концертов абонемента «МО» и Московской филармонии «Мир музыки Всеволода Мейерхольда» в предыдущие годы и будет звучать и в концертах абонемента к 150-летию Всеволода Мейерхольда (в 2024).

Именно Мейерхольд в 1915 подал молодому Прокофьеву идею оперы «Любовь к трем апельсинам», ставшей самой популярной оперой композитора. Прокофьев хотел, чтобы Мейерхольд и поставил эту оперу: «А как бы мне хотелось, чтобы он когда-нибудь поставил “Апельсины”», — писал композитор в «Дневнике». Но эти планы не осуществились, как и другие совместные планы композитора и режиссера. Тем не менее, именно с Прокофьевым были связаны последние работы Мейерхольда: подготовка постановки оперы «Семен Котко» в оперном театре имени К.С. Станиславского и Всесоюзный парад физкультурников, к одному из фрагментов которого Прокофьев писал музыку. С арестом Мейерхольда обе эти работы были навсегда прерваны.

Сюита ор. 33 bis составлена Прокофьевым в 33 года (спустя три года после премьеры оперы «Любовь к трем апельсинам» в Чикаго) из пяти оркестровых эпизодов оперы, один из которых — «Марш» — принадлежит к числу самых знаменитых фрагментов творчества композитора.

Как и год назад, «Opus…» стал импульсом к созданию концертного проекта и его объединяющим началом. В границах, обозначенных условиями фестиваля, главный дирижер Шнитке-оркестра Игорь Громов сформировал программу русской музыки, насыщенную текстами и подтекстами, взаимосвязями и смысловыми арками. Были представлены сочинения, написанные в 33 года (Аренский, Шостакович), опус 33 (Прокофьев), 33 как возраст и итог земного пути Христа («Семь слов»). На сцене два оркестра — камерный и симфонический, солисты. Разные жанры: вариации, партита, сюита, симфония. Преемственность программ Opus 33 и Opus 32 была обозначена музыкой Чайковского (кантата «К 200-летию рождения Петра I» — Вариации Аренского на тему Чайковского) и Шостаковича (музыка к спектаклю «Гамлет» — Шестая симфония). Тонкие внутренние связи: Прокофьев – Шостакович – Мейерхольд, Чайковский – Аренский – Губайдулина («И из шипов они сплели Венок колючий для него…»). За каждым сочинением — своя история, эпоха, судьба, исторические и культурные ассоциации, события, даты.

Программа была исполнена Шнитке-оркестром безукоризненно, стилистически точно, с ясным пониманием и прочтением содержания каждой партитуры.

Переданы все детали и нюансы оркестровой ткани. Маэстро Громов добивается от оркестра исключительно качественного и сбалансированного звучания. Ждем от Шнитке-оркестра программы Opus 34 и юбилейную Opus 35.

 

Московский симфонический Шнитке-оркестр создан в 2000 в Московском государственном институте музыки имени А.Г. Шнитке. МГИМ имени Шнитке — ведущий музыкальный вуз Москвы, образованный в 1993 на базе музыкального училища имени Октябрьской революции. С 1949 по 1953 в училище учился А.Г. Шнитке, а с 1999 вуз носит имя выдающегося композитора. Ректор вуза — профессор Анна Щербакова.

«МО» и МГИМ имени Шнитке — партнеры в различных творческих проектах. В 2021 солисты, хор и оркестры института выступили в московском зале «Оркестрион» с программой «OPUS 32». В октябре 2022 коллективы МГИМ имени Шнитке — струнное трио в составе Елены Рольбиной (скрипка), Антона Кулапова (альт) и Алексея Найденова (виолончель), концертный хор (руководитель и дирижер Дмитрий Онегин) и Шнитке-оркестр (руководитель и дирижер Игорь Громов) участвовали в трех концертах фестиваля «Кружева» в Вологде. Концертный хор Института под управлением Дмитрия Онегина принял участие в исполнении сатирической кантаты «Антиформалистический раек» в концерте абонемента «МО» и Московской филармонии «DSCH. Дмитрий Шостакович (1906–1975). Камерная музыка» (автор и ведущий Андрей Устинов). Игорь Громов Сергей Осокин Алексей Найденов

Павел РАЙГОРОДСКИЙ, «МО»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

материалы с сайта: https://muzobozrenie.ru/koncert-moskovskogo-simfonicheskogo-shnitke-orkestra-na-festivale-mo-opus-33/#



назад


Афиша

27
05/24

 
Концерт Русского народного оркестра «Москва»



 

Последние новости
25-апреля-2024
День виолончелиста в МГИМ имени А.Г. Шнитке. Интервью с народным артистом России Александром Рудиным
23-апреля-2024
Связь времен: Альфред Шнитке и Дмитрий Шостакович
22-апреля-2024
Прямая трансляция концерта "День виолончелиста"
15-апреля-2024
Студенты и сотрудники МГИМ им. А.Г. Шнитке приняли участие в общегородском субботнике.
08-апреля-2024
«Я к Вам лечу воспоминаньем …»

 


 


© 2024, Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке. Все права защищены.

Выходные данные сетевого издания "Вестник МГИМ им. А.Г. Шнитке".
123060, г. Москва, ул. Маршала Соколовского, д. 10
схема проезда

(499) 194-83-89
institutshnitke@culture.mos.ru

 


Любые материалы сайта могут быть использованы и опубликованы на другом сайте без предварительного согласования, при полном или частичном использовании материалов ссылка на источник www.schnittke-mgim.ru обязательна. Оффлайновые издания могут использовать материалы сайта только после письменного согласования с руководством института.