«Лабиринты». День первый. Вечерний концерт.
30-сентября-2024
Музыкальные миры Альфреда Шнитке соединили в себе всё, что дало искусство XX века. Его творчество стало отражением, пульсом времени, актуальным во все времена. Осенью 2024 года празднуется юбилей композитора, которому 24 ноября исполнилось бы 90 лет.
Во многих городах проводят концерты, фестивали, выставки и научные конференции, посвященные Альфреду Шнитке. Несомненно, одни из самых масштабных празднований звучат на родной земле композитора — в Саратове. В год 90-летия композитора Саратовская филармония проводит музыкальный фестиваль «Лабиринты». Символично, что творческий путь филармонии начался 24 ноября 1937 года, ровно в тот день, когда будущему композитору исполнилось 3 года. Годы спустя, в 2001 году, филармонии было присвоено имя Альфреда Шнитке.
Создателем и художественным руководителем фестиваля является главный редактор «Музыкального обозрения» — Андрей Устинов. Название «Лабиринты» произошло от одноименного балета Альфреда Шнитке и, начав свой путь от одноименного личного проекта Андрея Устинова с Московской филармонией, оно перешло к фестивалю в Саратове.
«…название «Лабиринты» несёт в себе элемент поиска, значит я должен узнать и найти для себя что-то новое, пройдя через этот путь и найдя выход…»
А. Устинов.
Приветствие в адрес фестиваля прислала вдова композитора — Ирина Шнитке: «…выражаю особое уважение и признательность организаторам, которые на саратовской земле сумели воплотить в жизнь замечательную идею содружества музыкантов разных поколений, представляющих современные интерпретации музыки Шнитке благодарным слушателям.»
Московский государственный институт музыки, носящий имя Альфреда Шнитке, с огромной радостью выступил партнером данного мероприятия. Художественного руководителя фестиваля и коллективы института связывает активная творческая деятельность. Среди значимых совместных проектов последних лет можно назвать фестиваль «Кружева» в Вологде и концерты в рамках фестивалей «Музыкальное обозрение — Опус (opus 32, 33, 34).
Музыкальный фестиваль «Лабиринты» состоит из восьми концертов, два из них поручены нашему известному коллективу, который является гордостью института — Московскому симфоническому Шнитке-оркестру под руководством художественного руководителя и дирижера — заслуженного артиста России, профессора Игоря Громова. Коллектив не впервые выступает на Саратовской земле. В год 85-летия Альфреда Шнитке оркестр дал ряд концертов в рамках фестиваля «На пересечения прошлого и будущего». Тогда с ведущих сцен города звучала музыка А. Шнитке, Д. Шостаковича, С. Губайдулиной, Э. Денисова и др. Произведения XX века, в интерпретации студентов института и их наставников, не могли не запомниться зрителям и с теплом были приняты благодарными слушателями.
30 сентября 2024 года Московский симфонический Шнитке-оркестр представил на сцене Саратовской филармонии музыку Дмитрия Шостаковича и Альфреда Шнитке: Симфонию №1 f-moll, ор.10 (1924-25) и Концерт для альта с оркестром (1985) — солистом выступил лауреат всероссийских и международных конкурсов Сергей Полтавский.
Как справедливо отметил художественный руководитель фестиваля, первая симфония Шостаковича была выбрана не случайно. Его симфония, как бы «прощается» с веком XIX и открывает новые пути в развитие этого жанра. Кроме того, что Шостакович был для Шнитке Учителем, Мастером.
Первая симфония Дмитрия Шостаковича была написана в 1924-1925 годах. Она стала дипломной работой девятнадцатилетнего музыканта. На премьере её исполнил Ленинградский симфонический оркестр, под управлением Николая Малько. Симфония стала первым триумфом молодого композитора. Сегодня же она прозвучала на родине Альфреда Шнитке, как, своего рода, приношение Мастеру.
Музыкальный мир Первой симфонии Шостаковича отражает тревожную действительность в глазах человека XX века. На протяжении всего произведения слышны бесконечные тематические, тембровые контрасты, совершенно полярных образов, воплощенных в различной жанровой палитре.
Уже на репетиции оркестр предстал в полной боевой готовности, оттачивая своё мастерство, чтобы продемонстрировать его публике. Исполнительский стиль Московского симфонического Шнитке-оркестра во многом созвучен мышлению молодого Шостаковича. Коллектив, состоящий из студентов Института, сходных по возрасту с композитором в момент написания симфонии, с точностью и особой проникновенностью смог прочувствовать концепцию произведения. Профессиональное и волевое начало дирижера — Игоря Громова, позволило представить симфонию, как целостное, многообразное и гармоничное единое пространство. Лирические и драматические кульминации каждой части приковывали внимание слушателей, выверенность баланса оркестровой ткани придавала особое дыхание музыкальной ткани сочинения. В финале, потрясенная публика на мгновение застыла в нерешительности, чтобы в следующую секунду разразиться овациями. Голоса переплетались в многоголосии, крича «Браво!».
Второе отделение открылось альтовым концертом. Альфред Шнитке посвятил его выдающемуся музыканту — Юрию Башмету. Непростое в передаче эмоционального состояния произведение было исполнено Башметом множество раз. И символичным в вечер выступления Московского симфонического Шнитке-оркестра стало то, что солистом выступил Сергей Полтавский, продолжатель исполнительской традиции Юрия Башмета и один из ярких российских музыкантов. Он закончил Московскую консерваторию по классу Заслуженного артиста РФ Романа Балашова — ученика Башмета. Исполнительская интерпретация музыканта соединяла в себе и преемственность первого исполнителя Альтового концерта и совершенно новые краски. Будто было переосмыслено то видение постепенного умерщвления «надежды на спасения» Шнитке. Да, эта бодрящаяся с преградами судьбы тема альта, несмотря на все её усилия, в конце произведения растворялась в небытие под звуки набата, но это был не пессимистичный конец, не имеющий продолжение. Казалось, что эта тема «надежды» вот-вот вспыхнет и возродится, подобно прекрасному фениксу, даруя бессмертие музыке композитора. По словам солиста: «… у меня было абсолютное ощущение, что зарождается другая надежда. Та, может быть, и умерла, но произошло рождение новой.»
Убедительная игра оркестра и яркие оркестровые соло передавали смысловую глубину, заложенную композитором. Присущая оркестру тонкость нюансировки, внимание к каждому штриху, звуку и яркая динамическая экспрессия, а также светотени тембровых красок создавали завораживающую картину музыкального пространства Альфреда Шнитке. Прочтение дирижером концепции сочинения было мощным и убедительным.
Помимо блестящего технического исполнения произведения, воплощения борьбы, динамического волнения и трагического угасания, в нем был некий свет и нежность. Сопоставление консонантных и диссонантных тембровых пластов, альт — струнные, альт — медные духовые, струнные — духовые. Холодное заупокойное звучание клавесина, символизирующее в музыке Шнитке часто негативные образы, создавало особое трагическое настроение. Акустический баланс, взаимодействие солиста с оркестром, прекрасное звучание солирующих инструментов было талантливо выполнено музыкантами. Как только последняя нота растворилась в Концертном зале, публика разразилась овациями, трижды вызвав музыкантов на бис.
По словам ректора Института, доктора педагогических наук, доктора культурологии, профессора — Анны Щербаковой: «Программу первого и второго дня нужно воспринимать как единую. Не стоит думать, что это случайно выбранные сочинения — это концептуально продуманные концерты. И, конечно, ожидания очень большие».
Можно констатировать тот факт, что ожидания первого дня подтвердились в полной мере. Впереди у нас «Лабиринты». День второй.
Пресс-центр МГИМ им. А.Г. Шнитке
|