«По-настоящему высокое искусство – это некая миссия, проповедь». Встреча с композитором отцом Романом (Роман Галиев)
Учреждение, подведомственное Департаменту культуры города Москвы
 
 
Ru Eng
     
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Карта сайта

Дорогие друзья! От всего сердца поздравляем вас с Днем учителя!




Главная / ПРЕСС-ЦЕНТР / «По-настоящему высокое искусство – это некая миссия, проповедь». Встреча с композитором отцом Романом (Роман Галиев)
 
«По-настоящему высокое искусство – это некая миссия, проповедь». Встреча с композитором отцом Романом (Роман Галиев)

«По-настоящему высокое искусство – это некая миссия, проповедь». Встреча с композитором отцом Романом (Роман Галиев)

16 марта в институте прошла встреча с молодым композитором, выпускником МГИМ имени А.Г. Шнитке Романом Галиевым. После вступительного слова Валерия Васильевича Сариева, композитора и наставника Романа, в исполнении ансамбля «Благовест» (художественный руководитель Наталья Комарова) была представлена духовная музыка на текст псалмов. Также в записи прозвучали фрагменты Хоровой симфонии и III часть фортепианного квинтета.

Роман Галиев рассказал о своей творческой судьбе, вдохновении и поделился своим видением профессии музыканта в самом широком смысле этого слова. Особенно запомнились такие цитаты, как: «Цель музыканта – найти свой собственный мир»; «Время определяет, оригинален ты или нет»; «По-настоящему высокое искусство – это некая миссия, проповедь». При этом в беседе о своих сочинениях Роман не стремился как-то возвысить себя. Его открытость и душевность не имели ничего общего с той претенциозностью, которую нередко позволяют себе композиторы на пути к признанию в наши дни.

Прозвучавшая музыка, в свою очередь, была далека от разного рода современных композиторских техник вроде сонорики или алеаторики. В духовных сочинениях считывалось влияние традиций хоровых концертов Д.С. Бортнянского и М.С. Березовского. Безусловно, играло свою роль и то, что ее автор также имеет сан диакона. Отчасти по этой причине его интерпретации церковных текстов были такими аккуратными. Во втором псалме Р. Галиев выступил как солист, и зал наполнился звучным тенором. 

Любопытен тот факт, что Роман вошёл в состав союза композиторов России, ещё учась на факультете композиции. Он окончил его совсем недавно, в 2019 году, но его разносторонний талант уже вскоре дал о себе знать после первых авторских концертов.

В фортепианном квинтете, завершившем музыкальную часть встречи, стали заметны иные грани художественного почерка Романа Галиева: обращёние к  эпохе романтизма; своеобразная стилизация под русский элегический сентиментальный романс XIX века; и даже «почти цитата» из «Concerto Grosso № 1» Альфреда Шнитке, ясно давшая понять, что Роман умеет воплощать в своем творчестве и более свежие стилевые тенденции. Однако при этом он убежден, что «применение современных техник должно быть максимально оправдано», а в числе любимых и сильнее всего повлиявших на него композиторов называет Иоганна Себастьяна Баха. «Нужно идти по велению души, а не следовать «моде техник»», отмечает он. И с ним невозможно не согласиться, вспоминая то, насколько современная музыка зачастую недоступна для понимания большинством слушателей.

 

Студент МГИМ имени А.Г. Шнитке
Грицай Павел

(кл. преподавателя Якименко Ю.В.)

 

Интервью

– Здравствуйте, отец Роман! Мы очень рады видеть Вас в нашем институте. Хотели бы Вас поблагодарить за сегодняшнее выступление, мы получили большое удовольствие. Расскажите, что вдохновило связать свою жизнь с музыкой?

– Тут всё очень просто. Я в шесть лет начал петь и вопросов больше не стояло (смеётся). Занимаюсь с самого детства. Когда был маленький, то пел сольно, потом в школе начал заниматься на баяне, параллельно ходил на вокал. И уже с шестого класса точно знал, что стану музыкантом.

– А сочинять музыку Вы тоже начали ещё в школе?

– Да, сначала просто импровизировал и пробовал создавать что-то свое. А когда я поступил в МГИМ им. А.Г. Шнитке мои сочинения, благодаря наставлениям Валерия Васильевича Сариева, стали более-менее профессиональными.

– Скажите, какое произведение Вы можете назвать самым успешным и удачным?

– Сложно сказать... Это все равно, что спросить: «Кого ты больше любишь из своих детей?», а я не знаю, кого больше люблю, всех люблю. Есть интересная история, связанная с фортепианным квинтетом, который сегодня прозвучал. Он был написан в 2017 году, в этот период занимался с Александром Владимировичем Чайковским. Когда показал ему это произведение, он послушал и сказал: «Оставь его на пару лет и только тогда посмотри, нужно ли в нём что-то менять». Эти слова стали пророческими. Прошло пару лет, нужно было подобрать репертуар к моему творческому концерту. И вдруг вспомнил про свой квинтет, понял, что его надо изменить, убрал из него две части и оставил один «мостик». Получилось удивительное сочинение. Так форма, которая удовлетворила меня, сложилась далеко не сразу, это все рождается в процессе творчества. У меня есть произведение «Притча Господняя», недавно его переслушал и понял, что над ним ещё надо поработать.

– Скажите, насколько сильно повлияли педагоги, у которых Вы учились на формирование Вашего композиторского стиля?

– Есть ремесло, а есть то «внутреннее» композитора, которое отличает его от других, и оно у всех очень разное, по-разному формируется, созревает и даёт плоды. И, безусловно, чем композитор старше и опытнее, тем больше у него появляется духовной мудрости, как у Валерия Васильевича Сариева, это связано не только с творчеством, а с самой жизнью. Я старался набираться такой мудрости.

Отец Роман, Вы посвящаете много времени учебе в семинарии и службе в храме. В чем источник Вашего вдохновения, где  находите силы на сочинение музыки?

– Это удивительный вопрос, который касается Веры и доверия. Когда человек по-настоящему пытается ответить на свои вопросы, и старается относиться непредвзято, по-настоящему хочет найти истину, то волей-неволей он сталкивается с осознанием, что есть что-то или кто-то промышляющий о мире, да и лично о тебе. И вот, когда начинаешь по этой лестнице восходить, появляется внутренняя духовная связь с Богом.

Когда я учился [в МГИМ имени А.Г. Шнитке], то очень много занимался на инструменте, а приходя домой писал музыку. Также очень хорошо помню свое рукоположение. Когда человека рукополагают, 40 дней проходит сорокоуст. Каждый день служишь: утро-вечер, утро-вечер. Удивительный момент: утро-вечер служишь, днем дела, ложишься – ноги болят, голова болит, но утром встаешь свежим. Ты не понимаешь, откуда у тебя такой прилив сил. Когда энергии много – человеку нельзя  простаивать. Отдых – это есть смена деятельности. Кроме работы в жизни есть еще очень важный этап – семья. И этим тоже надо дорожить. Но отдых должен быть обязательно. Если чувствую в себе энергию, то работаю до тех пор, пока окончательно не устану. Это не есть хорошо, но не всегда могу себя остановить. Что касается распорядка дня – стараюсь работать так, чтобы успеть сделать все возможное. Вечером не сажусь работать, потому что это время принадлежит моей семье. Стараюсь работать, когда все уже спят. Не хочу говорить о своей загруженности, потому что она каждый день разная. Стараюсь совмещать семью, службу и работу. Когда ты искренне отдаешь себя людям без остатка – это удивительно восполняется, появляются силы работать дальше.

Я пишу музыку, потому что не могу ее не писать. Видеть глаза слушателей очень приятно. Особенно на концертах, когда понимаешь, что твоя музыка хотя бы одного человека на что-то вдохновит. В музыку вкладываешь по-настоящему честное чистое искреннее добро, искреннее состояние, поэтому Господь дает силы. Свойство Божье – творить из ничего.

– Вы достаточно активно занимались концертной деятельностью ещё со студенческого времени. А сейчас Вам удается совмещать её с учебой в семинарии?

– Учеба отнимает у меня много времени, надо готовиться к экзаменам. Сейчас концертная деятельность больше связана с духовной музыкой. В Москве сотрудничаю с вокальным коллективом, с ними мы будем записывать «Полный канон» и «Покаяние отверзи ме двери», это великопостные песнопения, и будет ещё ряд концертов. Также проводятся встречи как здесь сегодня, в апреле пригласили на проект «Композитор и дети».

– В годы учебы в нашем институте Вашим основным инструментом был баян. Какие из Ваших произведений для баяна Вы бы посоветовали послушать?

– У меня есть много произведений для баяна, например, Konzertstück для оркестра, для соло баяна – «Портрет», посвященный моему другу, есть даже студийная запись этого произведения, также есть произведение на испанские темы «Anda Jaleo».

– Если бы Вам предложили поработать с крупными жанрами, с оперой, например, может быть есть какие-то предпочтения в режиссере... Возможно ли это? Как Вы относитесь к музыке в театре?

– Свойство музыки, как я уже говорил, – есть миссия. По-настоящему, когда человек соприкасается с высоким искусством, у него внутри что-то начинает откликаться. Поэтому, когда речь идет о театре – это проповедь в определенных рамках. Духовная жизнь такова, что каждый находится на своей ступени. Для монаха сочинение музыки для театра – неприемлемо. Но лично я, сочиняя музыку, всегда ставлю перед собой духовные вопросы. Поэтому, если гипотетически это будет работа над оперой, то, безусловно, первым аспектом будет являться духовное начало, духовное содержание: внутренние искания, борьба, ответы на вопросы, которые приводят к  какому-то логическому завершению и преображению.

– Что Вы бы посоветовали молодым начинающим композиторам и музыкантам?

– Быть честным и ни под кого не подстраиваться. В искусстве это очень важно, да и сам человек раскрывается только тогда, когда он находится в своей ауре. В творчестве – нужно быть честным, не бояться недопонимания и идти своей дорогой. Валерий Васильевич об этом тоже говорил. Всё что не естественно – не выдерживает проверку временем.

 

Студенты МГИМ имени А.Г. Шнитке
Шишкина Ксения, Вирич Варвара, Тутов Леонид

(кл. преподавателей Якименко Ю.В., Параниной И.А.)

 


Афиша

07
10/22

 
КОНЦЕРТ КО ДНЮ МУЗЫКИ И ДНЮ УЧИТЕЛЯ


09
10/22

 
Концерт «Заклинание о земле русской»


10
10/22

 
ОТМЕНА КОНЦЕРТА! ВАЖА АЗАРАШВИЛИ. Концерт Р.Шайхутдинова (фортепиано) и Е.Рольбиной (скрипка)


24
10/22

 
Всероссийский фестиваль «Музыкальное обозрение – Opus 33»



 

Последние новости
05-октября-2022
Поздравляем профессора Алданова Николая Михайловича с победой на конкурсе на присуждение премии лучшим преподавателям в области музыкального искусства в 2022г.
04-октября-2022
ОСЕНЬ… МЕЧТЫ… КРУЖЕВА…
04-октября-2022
ГОВОРЯТ ОРГАНИЗАТОРЫ, УЧАСТНИКИ И СЛУШАТЕЛИ МУЗЫКАЛЬНОГО ФЕСТИВАЛЯ «КРУЖЕВА»
29-сентября-2022
«Вологодские кружева» в Москве и Вологде
22-сентября-2022
Концерт, посвященный творчеству Важи Азарашвили

 


 


© 2022, Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке. Все права защищены.

Выходные данные сетевого издания "Вестник МГИМ им. А.Г. Шнитке".
123060, г. Москва, ул. Маршала Соколовского, д. 10
схема проезда

(499) 194-83-89
info@schnittke.ru

создание сайта 

 


Любые материалы сайта могут быть использованы и опубликованы на другом сайте без предварительного согласования, при полном или частичном использовании материалов ссылка на источник www.schnittke-mgim.ru обязательна. Оффлайновые издания могут использовать материалы сайта только после письменного согласования с руководством института.