Новости
Учреждение, подведомственное Департаменту культуры города Москвы
 
 
Ru Eng
     
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Карта сайта

Московский камерный Шнитке-оркестр.

Основатель и художественный руководитель оркестра – заслуженный артист РФ, профессор Игорь Громов.




Главная / Новости
 
Новости

Концерт кафедры фортепианного искусства к 150-летию А.Н. Скрябина

25-марта-2022


5 марта 2022 года в концертном зале МГИМ имени А. Г. Шнитке состоялся концерт кафедры фортепианного искусства, посвященный 150-летию со дня рождения выдающегося русского композитора и пианиста Александра Николаевича Скрябина, чье творчество стало ярчайшим образцом символизма в музыке конца XIX - начала XX века.

Концерт открылся Фантазией для двух фортепиано a-moll, в исполнении Ксении и Ольги Кемовых. Ведущий концерта доцент, кандидат искусствоведения Вячеслав Вячеславович Есаков, объявляя каждый номер, знакомил зрителя с особенностью написания произведения, затрагивая исторические аспекты его создания, и с каждым номером всё больше раскрывал публике факты из творческой биографии Скрябина, его видение музыки.

Фантазия для двух фортепиано – это раннее произведение композитора, написанное Скрябиным в 17 лет. Произведение началось с небольшого вступления, как только смолки неторопливые всплески аккордов, в зал ласково полилась нежная лирическая мелодия. Она кружилась и на мгновенье затаясь, начала новый виток своего развития. Наполненная светом, любовью, мелодия будто пела. Контрастом высветились аккорды, возвращающие нас к Вступлению. И вдруг, эти напористые волны будто отступают, открывая дорогу игривой теме в верхнем регистре. Она ласкает слух и светится, как росистые бриллианты на свежей утренней траве. Но громогласная тема не даёт забыть о себе, она ревниво вступает в противодействие с первой нежной темой. Кружась и сливаясь, одна танцует в дуэте с другой, и Фантазия заканчивается их ликующим примирением.

В жанре вокальной музыки Александр Николаевич Скрябин написал только один Романс на собственные стихи. Он был вдохновлён любовью к Наталье Валерьяновне Секериной, «маленькой Наташе», «маленькой музой», как её называл Скрябин. Это высокое чувство озарило всю его жизнь и его творчество.

«Хотел бы я мечтой прекрасной.

В твоей душе хоть миг пожить,

Хотел бы я порывом страстным

Покой сердечный возмутить!»

– с этих строк начинается романс композитора. Публика смогла услышать его в исполнении  лауреата международных конкурсов, солистки «Новой оперы» Виктории Смирновой и доцента кафедры фортепианного искусства Евгении Агабальянц. После небольшого фортепианного вступления зрительный зал наполнился чарующимся сопрано. Утонченная и гибкая фортепианная партия в сочетании с прекрасным голосом солистки звучала завораживающе. В ней чувствуется возвышенная экстатичность музыки Скрябина, которая пронизывала всё его творчество. Лиричное, трогательное исполнение романса пленило публику. Интересной особенностью этого романса служит ещё и тот факт, что если сыграть только его фортепианную партию, то она прозвучит, как полноценное фортепианное произведение. Вокальная партия и партия фортепиано имеют в Романсе Скрябина одинаковую смысловую и музыкальную нагрузку. Это был новаторский приём, который предвосхитил вокальную музыку Рахманинова, Метнера. Также в исполнении этого дуэта прозвучали два романса современников А. Скрябина, композиторов И. Танеева «Люди спят» (сл. А. Фета) и С. Рахманинова «Они отвечали» (сл. В. Гюго, перевод Л. Мея).

Следующим номером прозвучал Этюд op.8 №11 b-moll (переложение М. Фихтенгольца) и Романс для виолончели (в обработке для скрипки) и фортепиано в исполнении Заслуженной артистки Республики Татарстан, профессора Елены Рольбиной (скрипка) и Заслуженного деятеля искусств Республики Башкортостан, заведующего кафедрой фортепианного искусства, профессора Рустама Шайхутдинова (фортепиано). Зрители с радостным трепетом ожидали выступления этого прекрасного дуэта. После того, как в зале воцарилась тишина, исполнители начали свое музыкальное повествование. Партия скрипки, пронизывающая, плачущая, беспокойная, она словно пела, говорила со зрителем. Ладовая переменность придавала еще большую выразительность характеру произведения. А Романс будто перенес нас в цветущие сады. Полная высочайшей лирики мелодия у скрипки обрамлялась и поддерживалась партией рояля. После восторженной светлой кульминации звучание инструментов растворилось в тишине зала.

Следующими номерами концерта стали Ноктюрн op. 5 №1 в исполнении Евгении Богородской и Экспромт-Мазурка op.7 в исполнении Наталии Коноваловой (класс доцента М.С. Дворецкой). В ранних сочинениях Скрябина прослеживается большое влияние Ф. Шопена. Его музыка покоряла Александра Николаевича своей красотой, пленительной лирикой и драматизмом, богатством средств выразительности. Мазурки Скрябина, так же, как и мазурки Шопена, не танцевальные пьесы, а небольшие лирические поэмы, раскрывающие внутреннее душевное состояние человека.

Соната op.19 № 2 gis-moll («Соната-Фантазия») – одно из самых лирических произведений композитора, которая была исполнена Яниславом Колесниковым (класс профессора Р.Р. Шайхутдинова). Виртуозная техника солиста не могла оставить никого равнодушным. Финал прошел в стремительном тревожном движении, заканчиваясь на ярком аккорде.

Три прелюдии из op.11: № 5, 8 и 14 прозвучали в исполнении Дарьи Винокуровой (класс профессора, заслуженного деятеля искусств РФ, заслуженного деятеля культуры Киргизии В. Б. Носиной). Пятая прелюдия (D-dur), каждый звук которой был исполнен с большим вниманием, любовью и профессионализмом. Восьмая прелюдия небольшая, в ней заключены полётность и движение. Как же виртуозно она была сыграна! Взлетающая вверх мелодия, наполненная трагизмом и болью – волновала и притягивала. Хочется отметить необычайное владение звуком и высокий технический уровень солистки.

24 прелюдии (op.11) Скрябина были написаны по образцу 24-х прелюдий (ор.28) Фредерика Шопена. Марией Котовой (класс преподавателя Ю.Н. Юшиной) исполнила Две прелюдии из op.11: №9, 10 и Этюд op.8 №2 fis-moll, ее игру отличала эмоциональная сдержанность и глубина.

Завершающим плеяду исполнителей Прелюдий op.11, стала пианистка Ирина Подорожная (класс профессора А.В. Моздыкова), исполнившая виртуозно Прелюдии №16, №20 и Этюд op.8 №7 b-moll. По словам слушателей, эта музыка заставила их задуматься о чем-то важном и вечном. Эти две прекрасные Прелюдии и заключающий выступление взволнованный, стремительный Этюд op.8 №7 b-moll не оставили зрителей равнодушными.

Слушатели с радостным волнением ожидали выступления Михаила Гордеева (класс профессора В.Б. Носиной). Солист блестяще исполнил в этот вечер Этюд op.8 №12 dis-moll. После чего в зале раздалось «Браво!». Пианист поблагодарил слушателей под всеобщее ликование и овации. Создавая контраст с патетическим характером Этюда, возникла хрупкая Прелюдия «Мечты», написанная для оркестра. В этот вечер её исполнил дуэт в переложении для двух фортепиано – Юлия Литвиненко (доцент, кандидат педагогических наук) и Мария Садритдинова. Для Скрябина характерно тонкое ощущение выразительных деталей. Душевным наслаждением было слушать это очаровательное произведение в настолько виртуозном исполнении как техническом, так и образном плане.

Под сильными уверенными движениями пианистки Патимат Омаровой (класс профессора В. Б. Носиной), исполнившей Пять прелюдий op.13, рояль звучал выразительно. Особенно запомнилась вторая прелюдия. Ворвавшись в пространство, ее тема с лёгкостью взлетала всё выше и выше, но покорилась рукам солистки и растворилась в тишине зала.

Этим вечером Дарина Койнова (класс профессора А. В. Моздыкова) исполняла Сонату №4 op.30 Fis-dur. И музыка, и само исполнение несло в себе что-то небесное, будто из другого мира пришедшее. Каждый звук был наполнен неким смыслом, заложенным композитором. Мелодия сонаты проникала в души слушателей и никакая сила, выраженная в суровых аккордах в нижнем регистре, не могла её ни перекрыть, ни остановить. После окончания выступления зал взорвался бурными аплодисментами, восторженными криками «Браво!» и пианистку просили на «бис».

Выступление Дениса Шушанина (класс преподавателя В.С. Каменевой) запомнилось виртуозным, чувственным и вдохновенным исполнением Трех этюдов op. 65. Заключительным номером, полностью покорившем сердца зрителей, стало выступление Заслуженного деятеля искусств России, Заслуженного деятеля культуры Киргизии, профессора Веры Борисовны Носиной. Только появившись, она приковала внимание восхищенного зала. Слушая исполнение Веры Борисовны не хочется пропустить ни единого звука. Та мудрость, глубина, проникновенность, с которой была сыграна каждая нота. Полнейший восторг, ликование души перед таким высоким уровнем техническим и духовным. Энергетика этой блестящей пианистки заполнила весь зал. «Музыка Скрябина – это неудержимое, глубоко человечное стремление к свободе, к радости, к наслаждению жизнью», - писал Б. В. Асафьев.

Браво исполнителям, браво педагогам и их ученикам!

 

Студентка МГИМ имени А.Г. Шнитке

Наципова Елена, Степанникова Полина

(класс преподавателей Параниной И.А., Якименко Ю.В.)



назад


Афиша

21
05/22

 
КОНЦЕРТ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ КАФЕДРЫ СТРУННО-СМЫЧКОВОГО ИСКУССТВА


22
05/22

 
КОНЦЕРТ УЧАЩИХСЯ СЕКТОРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ


23
05/22

 
КОНЦЕРТ КЛАССОВ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ГЕРМАНА Д.А., ЗАСЛУЖЕННОГО АРТИСТА РОССИИ, ПРОФЕССОРА ЯКОВИЧА С.А. ЗАСЛУЖЕННОЙ АРТИСТКИ РТ ПРОФЕССОРА РОЛЬБИНОЙ Е.И.


06
06/22

 
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ПО ДИРИЖИРОВАНИЮ (колледж)



 

Последние новости
19-мая-2022
14 и 15 мая 2022 года сразу на нескольких концертных площадках – в МГИМ имени А.Г. Шнитке и ДМШ имени Ю.А. Шапорина – состоялся II Всероссийский конкурс исполнителей на народных инструментах
19-мая-2022
От всей души поздравляем с блестящей защитой диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Радзецкую Екатерину Александровну и ее научного руководителя доктора педагогических наук, доктора культурологии, профессора Щербакову Анну Иосифовну
17-мая-2022
«ПИСЬМА ПОБЕДЫ» — КОНЦЕРТ КОЛЛЕКТИВОВ МГИМ ИМЕНИ А.Г. ШНИТКЕ В ЗАЛЕ КУЛЬТУРНОГО ЦЕНТРА МГУ
17-мая-2022
25 апреля 2022 года состоялась I Международная научно-практическая конференция «Жирковские чтения: вопросы сохранения культурного наследия»
16-мая-2022
11 мая в Шнитке-центре состоялся круглый стол по проблемам актуализации музыкального фольклора под названием «Песни предков на новый лад»

 


 


© 2022, Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке. Все права защищены.

Выходные данные сетевого издания "Вестник МГИМ им. А.Г. Шнитке".
123060, г. Москва, ул. Маршала Соколовского, д. 10
схема проезда

(499) 194-83-89
info@schnittke.ru

создание сайта 

 


Любые материалы сайта могут быть использованы и опубликованы на другом сайте без предварительного согласования, при полном или частичном использовании материалов ссылка на источник www.schnittke-mgim.ru обязательна. Оффлайновые издания могут использовать материалы сайта только после письменного согласования с руководством института.