Московский камерный Шнитке-оркестр принял участие в Днях Москвы в Вене. Интервью с художественным руководителем и участниками оркестра
22-ноября-2017
Московский камерный Шнитке-оркестр принял участие в Днях Москвы в Вене, выступив с концертом в Парадном зале Венской ратуши 14 ноября 2017 года. Студентка кафедры ФИТКИ Наталья Поддубняк побеседовала с художественным руководителем оркестра, заслуженным артистом РФ профессором И.Ю. Громовым о том, как он оценивает результаты этого выступления, а также попросила музыкантов оркестра поделиться своими впечатлениями от поездки.
- Игорь Юрьевич, поздравляю Вас как художественного руководителя Московского камерного Шнитке-оркестра с успешными гастролями. Как проходило выступление оркестра, как вас принимала венская публика?
- Оркестру посчастливилось принять участие в очень статусном мероприятии, в котором было множество событий, проходивших на разных площадках города. Нам выпала честь открывать Дни Москвы в Вене в самом центре Вены, в городской Ратуше, в Парадном зале. На церемонии открытия присутствовали важные персоны. Оркестр представлял публике Министр Московского правительства, руководитель Департамента внешнеэкономических и международных связей Сергей Евгеньевич Черёмин. В своей речи он очень хвалил оркестр – нам так или иначе пришлось соответствовать.
Слушателей было немало. Поначалу публика, если так можно выразиться, пыталась быть чопорной: принимала вежливо, грамотно – но сдержанно. Хотя оркестр и солисты (лауреаты международных конкурсов Евдокия Ионина, скрипка, и Ксения Мусланова, сопрано) играли хорошо, я очень доволен качеством их работы. Мы играли русскую музыку: Чайковского, Глинку, Рахманинова. Но во второй половине концерта, когда зазвучал Бах (а в этом колонном сводчатом зале он прозвучал как-то особенно солидно), в отношении публики к оркестру произошел какой-то перелом. После того как на сцену вышли дети – Елена Криворотова (10 лет, флейта), Макар Кобельский (9 лет, ударные) и Глеб Верещак (14 лет, труба)), лед окончательно растаял. Ну а когда мы Штрауса сыграли в конце, много хлопали, не отпускали.
– После значимых концертов оркестру нередко предлагают участвовать в новых концертах и проектах. После поездки в Вену поступили какие-нибудь новые предложения?
– Да, действительно, каждое успешное выступление оркестра ведет к новым творческим контактам. После концерта с Гораном Бреговичем (13 ноября в Московском Международном Доме музыки) от продюсера и посредников я знаю, что уже возникли мысли о европейском турне в феврале 2018 года. После юбилейного концерта Ю. С. Слесарева в Большом зале консерватории я получил слова благодарности и от самого Юрия Степановича, и от его дочери Виктории: это тоже может иметь какое-то продолжение. Что касается концерта в Вене – время еще не прошло, подождем. Ведь Вена явилась результатом нашего выступления в Манеже в марте 2017 года и тогда же в марте – в Тронном зале Екатерининского дворца в Царском Селе. Но приглашение принять участие в Днях Москвы в Вене пришло в июне, то есть спустя несколько месяцев. В Вене с нами работал ведущий с Первого канала телевидения, мы надеемся и на эти контакты, и на другие: в зале присутствовало много важных персон. Оркестр проявил себя с самой лучшей стороны: и в плане дисциплины, и в плане творческой формы — будем верить, что коллектив оценен по достоинству и будет востребован.
Говорят музыканты оркестра:
Виктор Петрушенко:
Оркестру выпала честь выступить в невероятно красивом зале Венской ратуши с впечатляющей архитектурой. Было очень приятно, что публика вела себя на редкость дисциплинированно, мы играли в абсолютной тишине, не было лишних хлопков, слушали нас очень внимательно. Притом, это были неподготовленные слушатели: в зале сидели в основном представители власти, различных компаний, бизнесмены. Было интересно играть в столь необычных акустических условиях. На мой взгляд, особенно эффектно в этой атмосфере прозвучал Штраус, чьи произведения мы исполнили на бис. Приехать в Вену и не сыграть сочинения «короля вальсов» было просто невозможно, ведь все знают эти новогодние венские вечера, на которых происходит феерия музыки Штрауса. Сам город– это эпицентр классической музыки, в котором творили всемирно известные композиторы, и это не могло не вдохновлять.
Также мне удалось в очередной раз убедиться, как тесен музыкальный мир. Мы играли с юными солистами, в том числе с Макаром Кобельским, чей отец оказался моим хорошим знакомым. Это была очень приятная встреча. Кроме того, десять лет назад я уже играл в Вене и специально бросил монетку, загадав вернуться. Я очень рад, что эта мечта действительно сбылась.
Карина Чижова:
Вена как–будто дышит музыкой Моцарта, Бетховена, Гайдна, Штрауса и других композиторов. Помимо уникальных памятников архитектуры, очень мило и атмосферно выглядят рестораны и кофейни с такими музыкальными названиями как «Моцарт», «Штраус». Все это создавало какое– то особенное настроение. Концерт–открытие проходил в старинной ратуше. Для нас было большой честью выступать в таком роскошном зале перед многочисленной публикой. Три дня пролетели очень быстро, но за это время мы успели по–настоящему влюбились в этот город.
Валерия Буянова:
Поездка в музыкальную столицу оставила у меня неизгладимые впечатления. Я думаю, что сыграть в Вене– это мечта каждого музыканта! Публика встретила нас, видимо, в силу своего менталитета, сначала довольно сдержанно, но после выступления молодых солистов аплодисменты не умолкали. Это бесценный опыт и яркое воспоминание на всю жизнь!
интервью провела студентка кафедры философии, истории, теории культуры и искусства
МГИМ им. А.Г. Шнитке Наталья Поддубняк
Фото сделаны участниками Московского камерного Шнитке-оркестра
|