Нина Мешко
Учреждение, подведомственное Департаменту культуры города Москвы
 
 
Ru Eng
     
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Карта сайта

Завершились «Научные чтения в музыкальном доме Альфреда Шнитке»




Главная / О МГИМ / Наши выпускники / Нина Мешко
 
Нина Мешко

«Искусство зовет и манит,
Ремесло торит дорогу к нему»

Н.К.Мешко.

«Педагогические принципы Н.К. Мешко»

К 100 летию со дня рождения

Человека отличает умение помнить прошедшее, ценить настоящее и стремление украсить будущее. Творчество Нины Константиновны Мешко и его результаты доказательны и радостны для прошлых лет русского искусства, для нашей современности и завтрашнего дня народно-певческой культуры. Н.К.Мешко - выдающийся деятель российского музыкального искусства, художественный руководитель Государственного Академического Северного русского народного хора (1960-2008),которому она посвятила без малого полвека жизни, исполненной непрерывного, целеустремленного подвижнического труда.

Более 40 лет Нина Константиновна преподавала в РАМ имени Гнесиных, большую часть из которых возглавляла кафедру хорового и сольного народного пения, воспитав десятки выдающихся хоровых дирижеров и певцов, составляющих ныне гордость российского музыкального исполнительства. Огромный педагогический и исполнительский опыт Н.К.Мешко воплотился в созданной ею методике профессиональной подготовки педагогов и исполнителей народно-певческого жанра. Около пятнадцати лет с экранов телевизоров обращалась Нина Константиновна к огромной аудитории зрителей в качестве ведущей телепередачи «Родники», в которой затрагивала животрепещущие проблемы народно-певческой культуры страны, освещая историю и пути ее развития, знакомила телезрителей с новыми молодыми талантами…

Н.К.Мешко создала многие десятки обработок народных песен, обогатив тем самым репертуар Северного хора, была автором многих произведений, вошедших в репертуар исполнителей академического и народного направлений ( вспомним хотя бы знаменитое «Заклинание о русской земле» на стихи М.Волошина), исполненное неоднократно знаменитыми Л.Зыкиной, В. Маториным, Т.Петровой, Северным хором.

Не редко в печати можно было встретить ее статьи, интервью с нею. Темы могли быть разными, - неизменным всегда оставалось одно: ее принципиальная гражданская позиция, - позиция художника – патриота. В ней – ее пытливый ум и горячее сердце:

«Высокоразвитая культура отечественного народно – песенного искусства свидетельствует о могучем таланте русских людей, глубине их духа, крепости характера, неистребимой жизненной силе и оптимизме», - так писала Нина Константиновна в одной из своих многочисленных статей, посвященных проблеме сохранения традиционной народной культуры.

Все свои силы и талант Нина Константиновна всегда устремляла в будущее. Она старалась как можно больше увековечить искусство Северного хора в записи, на кинопленке, без устали занималась с молодыми певцами -уроки, консультации, мастер –классы, прослушивания. Почти до конца жизни Н.К.Мешко являлась председателем, почетным членом жюри многих российских и международных конкурсов и фестивалей. И, конечно же, концерты и гастроли без конца! Как только хватало ей на все времени и сил! В редкие минуты отдыха сочиняла прекрасные стихи, которые составили сборник ее поэзии.

Около восьми лет нет с нами любимого Учителя. Настало время , как нам кажется, осмыслить и систематизировать творческое наследие Н.К.Мешко, его непреходящие ценность и значение для нынешнего и завтрашнего дня народно – певческой культуры России.

Н.К.Мешко оставила нам в наследство свой уникальный педагогический опыт, который она обобщила в книге « Искусство народного пения». Основные вокально – педагогические принципы методики сформулированы ею в определении эталона профессионального народно – певческого звучания: это «естественное, открытое народное пение с соединением регистров на каждом звуке диапазона, основанное на открытой, распевной и характерной речи с приоритетом смысловой интонации».

Вокально -технический принцип соединения регистров, является едва ли не главным в методике обучения профессионального народного певца. В практическом руководстве Нина Константиновна подчеркивает значение принципа «единого», «ровного», голоса, в котором грудной и головной регистры скрещиваются или смешиваются. Реализация этих установок способствует профессиональному развитию диапазона певческого голоса. Он приобретает такие качества как силу, полетность, яркость,гибкость.

Встречу с таким природно – поставленным голосом Нина Константиновна однажды описывала так: « Он принадлежал девушке – курянке семнадцати лет. Это был сильный, ровный, гибкий голос котоый начинался с глубоких бархатных низов и, не изменяя своей плавности, ровности и тембровой окраски, свободно, словно жаворонок, взлетал в беспредельную звенящую высь. Пение не составляло для девушки никакого труда. Казалось ,что каждая клеточка ее организма раскрывала себя в неистребимой, эмоциональной жажде вылиться в песне! Слова ей не мешали, наоборот, они звучали свободно, естественно, выразительно, с глубоким внутренним смыслом. Ее голос звучал выразительно и в тихом пении на завалинке, и в проголосной уличной песне. Это был пример не только природного строения голосового аппарата, но и природной певческой организации – координации всех компонентов звукообразования. Пела она, разумеется, открытым звуком, но какой бы академический певец не позавидовал бы такому открытому звуку! Все в ней поражало простотой, естественностью, разговорно – распевной манерой пения. В широчайшем диапазоне голоса не чувствовалось никаких регистровых порогов. Это был единый, необыкновенно красивый, выразительный, объемный голос! «

Именно такой природно – поставленный, открыто звучащий народный голос берется как идеальный образец в обучении. Звукообразование обусловлено самой природой голосового аппарата, и народная манера является следствием естественного открытого голоса, - с ним рождается человек, но он зачастую, в результате психологических и эмоциональных зажимов, сменяется на искусственный. Первый шаг в обучении пению – раскрепощение певца, удаление психических и мышечных зажимов. Для этого Н.К.Мешко была разработана целая система распеваний, которым она уделяла огромное значение в течение всего периода обучения. Ими студенты овладевали по принципу «от простого – к сложному». Это и составляло основу процесса постановки голоса. На нынешнем этапе, к сожалению, происходит некоторое недопонимание значимости распеваний, как одной из основных составляющих процесса профессионального развития голоса народного певца.

В обучении народному пению Н.К. Мешко огромное значение уделяла работе над артикуляцией, так как народный певец , по ее мнению, должен мыслить словом а не звуком, в отличие от певцов академической школы пения. Поэтому обучение начиналось с выработки навыка распевной речи на одной, наиболее удобной для певца звуковысоте.

Основные правила артикуляции:

В распеве слова в работе артикуляционного аппарата необходимо сохранять амплитуду разговорной речи.

После каждого движения артикуляционный аппарат должен возвращаться в исходное положение, сохраняя при этом форму, характерную для естественно и открыто произносимой гласной.

Каждое артикуляционное движение должно быть подготовленным.

В своей педагогической работе Н.К.Мешко старалась раскрыть тайны ремесла начинающим артистам, считая это очень важным моментом в овладении всем широким комплексом выразительных средств человеческого голоса. Работа над вокальной техникой велась с первой встречи Учителя со своим учеником и продолжалась вплоть до дипломного концерта.

Многие известные артисты – ученики Н.К. Мешко на протяжении своей певческой карьеры продолжали консультироваться у любимого наставника. Она была свидетелем их новых открытий на пути к совершенству в вокальном искусстве. Автор этих строк неоднократно был свидетелем и участником ее занятий с Л.Г. Зыкиной, Т.Ю.Петровой и другими исполнителями. Это незабываемые впечатления!

Многогранное творчество и педагогическое мастерство Нины Константиновны Мешко имеет продолжение в десятках ее учеников и последователей, в деле, у истоков которого она стояла. Современная народно – певческая культура сегодня уже не мыслима без того огромного вклада, который внесла в нее незабвенная Нина Константиновна.

Ее артистический и педагогический труд , безусловно, достоин специального изучения и обобщения. Мы уверены, что это – дело молодых, талантливых людей, влюбленных в народное пение, которым посвятила свою жизнь Нина Константиновна Мешко.

А.И.Василенко,старший преподаватель МГИМ.им.А.Г.Шнитке,

Лауреат всероссийских и международных конкурсов


Афиша

06
12/22

 
НЕ ТОЛЬКО ЛЮБОВЬ. ЛИРИЧЕСКАЯ ОПЕРА РОДИОНА ЩЕДРИНА


08
12/22

 
КОНЦЕРТ СТУДЕНТОВ КАФЕДРЫ СТРУННО-СМЫЧКОВОГО ИСКУССТВА


09
12/22

 
Анна Боброва (виолончель) - ассистент-стажер МГИМ им. А.Г. Шнитке



 

Последние новости
02-декабря-2022
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации с 1 декабря 2022 года запускает пилотный проект подготовки кадрового резерва государственной гражданской службы «Стажер Минобрнауки России»
29-ноября-2022
Концертный хор и инструментальный ансамбль МГИМ им. А.Г. Шнитке в Коломне
28-ноября-2022
Завершились «Научные чтения в музыкальном доме Альфреда Шнитке»
28-ноября-2022
26 ноября 2022 года Русский народный хор МГИМ им. А.Г. Шнитке выступил в Гала-концерте "Сияющие высоты", посвященном 100-летию Александра Зиновьева
19-ноября-2022
Администрация МГИМ им. А.Г. Шнитке поздравляет с Днём преподавателя высшей школы

 


 


© 2022, Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке. Все права защищены.

Выходные данные сетевого издания "Вестник МГИМ им. А.Г. Шнитке".
123060, г. Москва, ул. Маршала Соколовского, д. 10
схема проезда

(499) 194-83-89
info@schnittke.ru

создание сайта 

 


Любые материалы сайта могут быть использованы и опубликованы на другом сайте без предварительного согласования, при полном или частичном использовании материалов ссылка на источник www.schnittke-mgim.ru обязательна. Оффлайновые издания могут использовать материалы сайта только после письменного согласования с руководством института.