Межрегиональная Открытая Музыкально-теоретическая Олимпиада имени А.Г. Шнитке
Учреждение, подведомственное Департаменту культуры города Москвы
 
 
Ru Eng
     
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Карта сайта

Концерт к 30-летию Московского государственного института музыки имени А.Г. Шнитке




Главная / Творческие проекты / Конкурсы, олимпиады / Межрегиональная Открытая Музыкально-теоретическая Олимпиада имени А.Г. Шнитке
 
Межрегиональная Открытая Музыкально-теоретическая Олимпиада имени А.Г. Шнитке

ИТОГИ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ ОТКРЫТОЙ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ИМЕНИ А.Г. ШНИТКЕ 2024

 


Положение

о Межрегиональной Открытой

Музыкально-теоретической Олимпиаде имени А.Г. Шнитке

Государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего образования города Москвы

"Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке"

29-31 марта 2024 года

 

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет статус, цели и задачи Межрегиональной Открытой Музыкально-теоретической Олимпиады имени А.Г. Шнитке (далее – Олимпиада) Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования города Москвы "Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке" (далее – МГИМ им. А.Г. Шнитке, Институт), а также порядок ее проведения.

1.2. Основными целями Олимпиады являются:

  • выявление одаренных детей в области музыкального искусства с целью их дальнейшего обучения по программам среднего профессионального музыкального образования;
  • укрепление связей с учреждениями дополнительного музыкального образования и средними специальными учебными заведениями.

1.3. Олимпиада проводится по одной командной и двум индивидуальным номинациям:

  • «Музыкальный КВН» (командный конкурс);
  • «Сольфеджио и музыкальная грамота» (индивидуальная номинация);
  • «Музыкальная литература» (индивидуальная номинация).

1.4. Сроки проведения Олимпиады в 2024 году устанавливаются с 29 по 31 марта, место проведения – структурное подразделение Московского государственного института музыки имени А.Г. Шнитке Детская музыкальная школа имени Ю.А. Шапорина (г. Москва, ул. Садовая-Сухаревская, 7).

1.5. Вступительные взносы не предусмотрены.

 

2. Участники Олимпиады

 2.1. В Олимпиаде на добровольной основе принимают индивидуальное или командное участие учащиеся с четвертого по восьмой классы детской музыкальной школы, детской школы искусств и детской художественной школы, обладающие знаниями и навыками по теоретическим дисциплинам, а также оригинальным творческим мышлением.

2.2. Участники Олимпиады оплачивают проезд и проживание за счет собственных средств или средств направляющей стороны.

2.3. Принимая участие в Олимпиаде, участник соглашается с использованием Оргкомитетом его персональных данных, согласно действующему законодательству Российской Федерации.

 

 

 

 

 

3. Программа Олимпиады

 

Номинация «Музыкальный КВН»
(командный конкурс)

Предполагается участие команд, сформированных из учеников разных классов одной музыкальной школы или школы искусств, состав участников – 3-5 человек.

 

Дидактическая основа для продуктивных заданий: творчество В.А. Моцарта, М.И. Глинки, П.И. Чайковского, биография А.Г. Шнитке.

Моцарт — биография, знание основных жанров творчества, музыкальный материал: опера «Свадьба Фигаро»: увертюра – начало, 1 д. каватина Фигаро, Ария Керубино, 4 д. Каватина Барбарины, Ария Фигаро, Ария Сюзанны; симфония №40, соната Ля мажор KV 331 – начала частей.

Глинка — биография, знание основных жанров творчества; музыкальный материал: опера «Жизнь за царя»: Интродукция – мужской хор, 1 д. Каватина и рондо Антониды, терцет «Не томи, родимый», 2 д. Полонез, Краковяк, Вальс, Мазурка, 3 д. Песня Вани, Из сцены Сусанина с поляками: ответы Сусанина «Велик и свят», «Страха не страшусь», Романс Антониды, 4 д.  Сцена Вани, Ария Сусанина, хор «Славься»; опера «Руслан и Людмила» - увертюра, 1 д. Каватина Людмилы, Рондо Фарлафа, 3 д. Ария Руслана «Дай, Перун», Рассказ Головы, 4 д. Ария Людмилы «Ах ты, доля-долюшка», Марш Черномора.

Чайковский — биография, знание основных жанров творчества, музыкальный материал: симфонии №1, 4 – начала частей, Первый фортепианный концерты – начала частей; опера «Евгений Онегин» - вступление, 1 д. дуэт «Слыхали ль вы», Ария Ольги, Ариозо Ленского, Сцена письма – начало, 2 раздел «Я к Вам пишу», 4 р. «Кто ты, мой ангел ли хранитель», Хор девушек, Ария Онегина; 2 д. Вальс, середина Мазурки, Ария Ленского, 3д. Ария Гремина, ариозо Татьяны «Онегин, я тогда моложе».

Шнитке — биография, знание основных жанров творчества.

 

Командный конкурс «Музыкальный КВН» включает:

1. Приветствие (домашнее задание), которое может содержать название, девиз, представление команды – не больше 3-х минут;

2. Каждая команда заранее готовит 7 вопросов по биографии Моцарта, Глинки, Чайковского, Шнитке и задает их другой команде. Жюри оценивает, как ответы, так и вопросы;

3. Вокальная импровизация. Каждая команда заранее сочиняет начало мелодии (2 такта) для вокальной импровизации. Члены другой команды (без предварительной подготовки) по очереди выполняют ее продолжение и завершение (поют с названием нот). Коллективная работа команды. Оценивается как предложенное начало мелодии, так и ее развитие и завершение;

4. Музыкальная викторина по творчеству Моцарта, Глинки, Чайковского (по 3-4 трека, возможно как в оригинальном звучании, так и в обработке), ответы принимаются от любого члена команды;

5. Собрать мелодию из фрагментов одного из сочинений Моцарта, Глинки, Чайковского, заявленных в данном Положении. Коллективная работа команды;

6. Финальный номер (песенка, сценка, видеоклип) (домашнее задание) – не больше 3-х минут.

 

Номинация «Сольфеджио и музыкальная грамота»

(индивидуальная номинация)

Включает два обязательных этапа:

I тур (письменный) включает:

  • слуховые задания: диктант, запись коротких интервальных и гармонических последовательностей с указанием ступеней тональности и названий интервалов и аккордов;
  • задания по музыкальной грамоте: определение и разрешение интервалов и аккордов, содержащих хроматические изменения звуков, необычное расположение по вертикали и другие сложности, позволяющие оценить сообразительность участника; упражнения с использованием ладов народной музыки; задания на группировку.
  • творческие задания: сочинение мелодии к заданному стихотворному тексту, сочинение по заданному образцу, сочинение аккомпанемента в любом фактурном оформлении, досочинение второго голоса к данному.

На второй тур допускаются участники, набравшие максимальные баллы.

II тур (устный) включает:

  • практические задания: чтение с листа одноголосия и двухголосия, исполнение одного из голосов четырехголосной вертикали, импровизацию и варьирование заданной мелодии и т.д.

 

Номинация «Музыкальная литература»
(индивидуальная номинация)

Включает следующие задания:

  • определение музыкального произведения по его фрагменту (музыкальная викторина);
  • письменные ответы на вопросы, касающиеся биографии композиторов, стиля и строения музыкальных произведений.

Дидактическая основа для продуктивных заданий:

4 класс

П. И. Чайковский – знание основных жанров творчества, музыкальный материал: «Детский альбом», «Времена года», балет «Щелкунчик» - 2-е действие (Сюита, Вальс цветов, Па-де-де Принца Оршада и Принцессы Драже).

5 класс

Й. Гайдн – биография, знание основных жанров творчества, музыкальный материал: Симфония №103, Соната Ре мажор- начала всех частей;

В. А. Моцарт — биография, знание основных жанров творчества, музыкальный материал: опера «Свадьба Фигаро»: увертюра – начало, 1 д. каватина Фигаро, Ария Керубино, 4 д. Каватина Барбарины, Ария Фигаро, Ария Сюзанны; симфония №40, соната Ля мажор KV 331 – начала частей.

6 класс

М. И. Глинка - биография, знание основных жанров творчества; музыкальный материал: опера «Жизнь за царя»: Интродукция – мужской хор, 1 д. Каватина и рондо Антониды, терцет «Не томи, родимый», 2 д. Полонез, Краковяк, Вальс, Мазурка, 3 д. Песня Вани, Из сцены Сусанина с поляками: ответы Сусанина «Велик и свят», «Страха не страшусь», Романс Антониды, 4 д.  Сцена Вани, Ария Сусанина, хор «Славься»; опера «Руслан и Людмила» - увертюра, 1 д. Каватина Людмилы, Рондо Фарлафа, 3 д. Ария Руслана «Дай, Перун», Рассказ Головы, 4 д. Ария Людмилы «Ах ты, доля-долюшка», Марш Черномора.

А. П. Бородин – биография, знание основных жанров творчества; музыкальный материал: опера «Князь Игорь»: Пролог – хор «Солнцу красному слава», сцена затмения, 1 д. Песня Галицкого, хор бояр «Мужайся, княгиня», 2 д. Ария Игоря, Ария Кончака, Половецкие пляски, 4 д. Плач Ярославны; Симфония №2 – начала частей.

7-8 классы

П. И. Чайковский – биография, знание основных жанров творчества, музыкальный материал: симфонии №1, 4 – начала частей, Первый фортепианный концерты – начала частей; опера «Евгений Онегин» - вступление, 1 д. дуэт «Слыхали ль вы», Ария Ольги, Ариозо Ленского, Сцена письма – начало, 2 раздел «Я к Вам пишу», 4 р. «Кто ты, мой ангел ли хранитель», Хор девушек, Ария Онегина; 2 д. Вальс, середина Мазурки, Ария Ленского, 3д. Ария Гремина, ариозо Татьяны «Онегин, я тогда моложе».

С. В. Рахманинов – биография, знание основных жанров творчества, музыкальный материал: прелюдии до-диез минор ор. 3, соль минор ор. 23, соль мажор, соль-диез минор ор. 32; этюды-картины Ми бемоль мажор ор. 33, ми-бемоль минор ор. 39, Музыкальный момент ор. 16 ми минор; Второй фортепианный концерт – начала частей; романсы «Не пой, красавица», «Весенние воды», «Вокализ».

 

4. Порядок организации Олимпиады

4.1. Сроки и основные сведения о проведении Олимпиады (расписание, порядок предоставления заявок на участие, дата, время и место проведения Олимпиады) заблаговременно публикуются на официальном Интернет-сайте МГИМ им. А.Г. Шнитке.

4.2. Для организационного и технического обеспечения Олимпиады формируется Организационный комитет (далее – Оргкомитет), Методическая комиссия (далее – Методкомиссия) и Жюри Олимпиады на сроки подготовки и проведения Олимпиады, но не более чем на один год, включающие руководителей, преподавателей и работников структурных подразделений МГИМ им. А.Г. Шнитке, отвечающих за подготовку и проведение Олимпиады.

4.3. Состав Оргкомитета, Методической комиссии и Жюри Олимпиады утверждаются приказом МГИМ им. А.Г. Шнитке.

4.4. Председатель Оргкомитета осуществляет общее руководство подготовкой и проведением Олимпиады.

4.5. Оргкомитет Олимпиады:

- определяет регламент проведения Олимпиады;

- обеспечивает непосредственное проведение Олимпиады;

- формирует составы Методической комиссии и Жюри Олимпиады;

- утверждает список победителей и призеров Олимпиады;

- награждает победителей и призеров Олимпиады;

- представляет Ученому совету МГИМ им. А.Г. Шнитке ежегодный отчет о проведении Олимпиады.

4.6. Для методического обеспечения проведения Олимпиады Оргкомитетом формируется Методкомиссия, в состав которой входят наиболее опытные преподаватели МГИМ им. А.Г. Шнитке.

4.7. Методкомиссия:

- разрабатывает материалы олимпиадных заданий;

- разрабатывает критерии и методики оценки выполненных заданий;

- представляет в Оргкомитет Олимпиады предложения по вопросам, связанным с совершенствованием организации проведения Олимпиады;

- проверяет и оценивает результаты выполнения олимпиадных заданий.

4.8. Для подведения итогов Олимпиады формируется Жюри в составе не менее 3-х человек из числа опытных преподавателей МГИМ им. А.Г. Шнитке.

4.9. Жюри определяет кандидатуры победителей и призеров Олимпиады.

 

5. Подведение итогов Олимпиады и награждение победителей

5.1. По результатам, показанным участниками Олимпиады, определяются победители.

5.2. Победителями считаются участники, набравшие наибольшее количество баллов.

5.3. Количество победителей утверждается на заседании Жюри и оформляется протоколом, подписываемым всеми членами Жюри, утверждается Председателем Оргкомитета Олимпиады.

5.4. Решение жюри является окончательным и пересмотру не подлежат. Письменные работы участников не предоставляются и не комментируются.

5.5. Победителями Олимпиады считаются участники Олимпиады, награжденные дипломами 1-й степени. Призерами Олимпиады считаются участники Олимпиады, награжденные дипломами 2-й и 3-й степени. Победителям и призерам Олимпиады высылаются дипломы по электронной почте.

5.6. Участникам Олимпиады в номинации «Сольфеджио и музыкальная грамота», допущенным ко второму туру, высылаются грамоты участников Олимпиады по электронной почте.

5.7. Преподавателям, подготовившим призеров, победителей, а также участников Олимпиады, прошедших на второй тур, высылаются благодарственные письма по электронной почте.

5.8. Результаты публикуются на сайте МГИМ им. А.Г. Шнитке.

 

6. Порядок регистрации участников и проведения Олимпиады

6.1. Для регистрации каждый участник направляет заявку на участие в Олимпиаде в электронном виде не позднее 10 марта 2024 года по следующим ссылкам:

«Сольфеджио и музыкальная грамота» (индивидуальная номинация):

  • 4 класс:

https://forms.gle/YNxNFvwc1iVjNoYV6

  • 5 класс:

https://forms.gle/BErpifjAX8PEzWei8

  • 6 класс:

https://forms.gle/SWkpPZw9uTRVdacE8

  • 7-8 классы:

https://forms.gle/ZmJcnnYR2o8cCLox8

  • Духовики, народники - выпускной класс:

​​​​​​​https://forms.gle/8JeHWpZp7QB8nWhL7

 

«Музыкальная литература» (индивидуальная номинация):

  • 4 класс:

https://forms.gle/qEZmJd5nvmZRTEL6A

  • 5 класс:

https://forms.gle/e9h4WGx4BVWzAHHJA

  • 6 класс:

https://forms.gle/3V4pPiscY9PPwZHy8

  • 7-8 классы:

https://forms.gle/PTAmYt29zTcoAvrm9

 

Номинация «Музыкальный КВН» (командный конкурс): https://forms.gle/Ktogo5urVGCvrDhX9

 

6.2. Возможно участие в полной конкурсной программе, или в одной номинации (по выбору).

6.3. Для допуска на место проведения Олимпиады участники предъявляют документ, удостоверяющий личность (паспорт, или свидетельство о рождении).

6.4. Родители (законные представители) и преподаватели участников на время проведения Олимпиады в здание ДМШ им. Ю.А. Шапорина не допускаются.

 

7. Контактная информация

Адрес проведения Олимпиады: г. Москва, ул. Садовая-Сухаревская, 7 (станция метро «Цветной бульвар»). Детская музыкальная школа имени Ю.А. Шапорина ГБОУ ВО города Москвы "Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке".

 

По вопросам проведения Олимпиады обращаться к:

Алябьевой Анне Геннадьевне (alyabyevaag@schnittke.ru)– организационные вопросы, номинация «Музыкальный КВН» (командный конкурс);

Громовой Ольге Викторовне (контактный телефон 8-916-230-25-80) – номинация «Сольфеджио и музыкальная грамота»;

Клесовой Инне Олеговне (контактный телефон 8-905-792-29-59) – номинация «Сольфеджио и музыкальная грамота»;

Шабшаевич Елене Марковне (shabshaevichem@schnittke.ru) – номинация «Музыкальная литература».


Афиша


 

Последние новости
01-июля-2024
Поздравляем Тарасенко Полину студентку кафедры философии, истории, теории культуры и искусства МГИМ имени А.Г. Шнитке, ставшую призером в номинации "Теория и история музыки" в Общероссийском конкурсе «Молодые дарования России 2024» и ее научного руководителя, доцента Громову Ольгу Викторовну. Желаем дальнейших побед и творческих свершений!
17-июня-2024
Поздравляем доцента кафедры философии, истории, теории культуры и искусства Ольгу Викторовну Громову с заслуженной победой на Городском конкурсе профессионального мастерства «Московские Мастера» по профессии «Преподаватель в сфере искусства» в 2024 году!
25-апреля-2024
День виолончелиста в МГИМ имени А.Г. Шнитке. Интервью с народным артистом России Александром Рудиным
23-апреля-2024
Связь времен: Альфред Шнитке и Дмитрий Шостакович
22-апреля-2024
Прямая трансляция концерта "День виолончелиста"

 


 


© 2024, Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке. Все права защищены.

Выходные данные сетевого издания "Вестник МГИМ им. А.Г. Шнитке".
123060, г. Москва, ул. Маршала Соколовского, д. 10
схема проезда

(499) 194-83-89
institutshnitke@culture.mos.ru

 


Любые материалы сайта могут быть использованы и опубликованы на другом сайте без предварительного согласования, при полном или частичном использовании материалов ссылка на источник www.schnittke-mgim.ru обязательна. Оффлайновые издания могут использовать материалы сайта только после письменного согласования с руководством института.