Учреждение, подведомственное Департаменту культуры города Москвы
 
 
Ru Eng
     
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Карта сайта

Симфонический оркестр и Концертный хор МГИМ им. А.Г. Шнитке выступили в Колонном зале Дома союзов 




Главная / ПРЕСС-ЦЕНТР /
 
ПРЕСС-ЦЕНТР

КОНЦЕРТ «ПО МОТИВАМ ФОЛЬКЛОРА»

22.04.2017

21 апреля, в пятницу, в Концертном зале Московского государственного института музыки имени А.Г. Шнитке в рамках Фестиваля в музыкальном доме Альфреда Шнитке «На пересечении прошлого и будущего» была представлена концертная программа «По мотивам фольклора». Идейным вдохновителем и одним из организаторов концерта выступила доцент кафедры народного исполнительского искусства МГИМ им. А.Г. Шнитке, кандидат педагогических наук, лауреат Всероссийских и международных конкурсов, солистка Национального академического оркестра народных инструментов России имени Н.П. Осипова Кристина Шарабидзе. Именно ею была прекрасно выстроена разнообразная программа концерта и приглашены молодые музыканты, большинство из которых, как и сама Кристина, получили профессиональное музыкальное образование в институте имени А.Г. Шнитке.

В произведениях, прозвучавших в концерте, не только своеобразно преломлялись фольклорные мотивы, но также ощущалось глубокое проникновение всех композиторов в сущность национальной или инонациональной музыкальной культуры. В  сочинениях отечественных авторов разных поколений, которые составили основу музыкального вечера,  зрители услышали отголоски русского (Михаил Цайгер – Фантазия на тему р.н.п. «Сронила колечко», Евгений Дербенко – «Русские звоны», Александр Холминов – «Осенняя мелодия»), татарского (София Губайдулина – Две сюиты «По мотивам татарского фольклора»), болгарского фольклора (Вячеслав Семенов – «Дайчово хоро» и «Ганкино хоро» из «Болгарской сюиты»), а также обращение к еврейской теме (Михаил Броннер – «Колыбельные песни») и традиционной индийской музыке (Сергей Беринский – «Sempre Majore»).

Две сюиты  одного из крупнейших композиторов второй половины XX века Софии Губайдулиной, написанные для малой, альтовой и басовой домры с фортепиано и  прозвучавшие в переложении для ансамбля русских народных инструментов, задали высокий тон общения с Прекрасным, присущий всему концерту. Абсолютно лишенная внешней эффектности музыка Губайдуллиной погружала в красоту звучания отдельных аккордовых комплексов (элементы сонорного мышления) и ладов, восходящих к татарскому народному искусству. Той же тонкостью звукового колорита было отмечено вышеназванное сочинение Цайгера, написанное для балалайки соло, оркестровое произведение «Русские звоны», переложенное Дербенко по просьбе Народного артиста России С. Лукина для домры и фортепиано, «Осенняя мелодия» Холминова, написанная для баяна соло.

 

«Колыбельные песни» для меццо-сопрано, виолончели и камерного оркестра Михаила Броннера (автор присутствовал на концерте), прозвучали в авторской версии для домры и фортепиано, созданной специально для Кристины Шарабидзе в 2015 году. Данное произведение выделялось глубиной философской концепции и трагизмом финальной части.

  

Совершенно неожиданно следующим номером программы дуэт мандолин (Ирина Колосова и Анастасия Рубина) исполнил  юмористическую пьесу «Железнодорожная песня», отличающуюся оригинальными звуковыми эффектами, яркого исполнителя-мандолиниста, известного японского композитора Ясуо Кувахары, соединившего в своем творчестве неповторимое обаяние японской национальной культуры и европейские музыкальные традиции. Зарубежную часть программы дополнили Шесть миниатюр для фортепиано («Баллада», «Ашугская», «Лирический танец», «На охоте», «Ноктюрн», «Токката») выдающегося азербайджанского композитора Фикрета Амирова, чей богатый мелодический дар отмечал Д.Д. Шостакович, прозвучавшие в исполнении и переложении для гитары Ровшана Мамедкулиева.

  

Произведения, составившие программу «По мотивам фольклора», написанные  несколько десятилетий назад и относительно недавно,  доказали, что создавать новое и оригинальное можно не только в рамках авангардных направлений, но и в области музыки тональной и модальной, тесно связанной с национальными истоками.

Нельзя не сказать отдельно о музыкантах-исполнителях. Это Кристина Шарабидзе (домра), Ирина Колосова (домра, мандолина), Юлия Неверова (домра-альт),  Эльвира Донская (балалайка), Мария Бекетова (домра), Ровшан Мамедкулиев (гитара), Анастасия Рубина (мандолина), Артем Крикливый (баян), доцент КНИИ Сергей Осокин (аккордеон), Майя Беринская (флейта), Надежда Аристова (фортепиано), Ансамбль молодых солистов Национального академического оркестра народных инструментов имени Н.П. Осипова, созданный в 2011 году (руководитель – Ирина Колосова), в составе которого в качестве приглашенных музыкантов были задействованы выпускница колледжа МГИМ им. А. Шнитке и РАМ им. Гнесиных Анастасия Старчак (гусли) и студентка МГИМ им. А. Шнитке Мария Воронцова. Ансамблю выпала честь открывать столь значимый фестивальный концерт, он же завершил программу виртуозным исполнением пьесы В. Семенова.

Все вышеназванные музыканты являются лауреатами престижных Всероссийских и международных конкурсов, участниками крупных международных фестивалей, мастер-классов, обладателями различных наград и премий, постоянно гастролируют в России и за рубежом. Их исполнение отличалось не только тонким чувством стиля, безупречной техникой, но и особой культурой звука, которую продемонстрировали абсолютно все, добиваясь удивительной мягкости и певучести звучания домры, гитары, балалайки, баяна …

Слушатель не мог не почувствовать, что  молодые солисты исполняют музыку, которая им по-настоящему нравится, будь то произведения из постоянного репертуара или специально выученная к концерту пьеса. Краткие пояснения, предпосланные каждому сочинению ведущей концерта, – музыковедом Натальей Берлизовой – удачно дополняли концепцию концерта.

Отрадно осознавать, что на протяжении многих десятилетий, кафедра народного исполнительского искусства МГИМ им. А.Г. Шнитке, на которой работают такие признанные музыканты, как В.Б. Болдырев, С.Ф. Лукин, М.А. Горобцов, Г.М. Ом, Е.Р. Шабалин, Ф.Р. Липс, А.И. Леденев, сохраняет ведущие позиции в  области народно-инструментального исполнительства. Пожелаем композиторам, продолжающим свой творческий путь, и молодым исполнителям новых творческих свершений, а фестивалю «На пересечении прошлого и будущего» ярких открытий, интересных соревнований, незабываемых творческих встреч!

лауреат Всероссийских и международных фестивалей,

руководитель творческого коллектива «Серенада» Татьяна Лачинова

← в пресс-центр


Афиша

19
12/18

 
ОТЧЕТНЫЙ КОНЦЕРТ КАФЕДРЫ НАРОДНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ИСКУССТВА


23
12/18

 
"ПУТЕШЕСТВИЕ ГОЛУБОЙ СТРЕЛЫ"
Рождественская сказка Джанни Родари


27
12/18

 
ОТЧЕТНЫЙ КОНЦЕРТ КАФЕДРЫ ХОРОВОГО ДИРИЖИРОВАНИЯ



 

Последние новости
11-декабря-2018
8 декабря в Камерном зале Московской государственной академической филармонии состоялся концерт ансамбля неаполитанских инструментов "Серенада"
10-декабря-2018
В столице Чехии завершился XV Международный конкурс-фестиваль "Музыкальные сезоны в Праге" (номинация "Фортепиано")
09-декабря-2018
Результаты конкурса по музыкально-теоретическим дисциплинам для учащихся по образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования в области музыкального искусства
07-декабря-2018
В МГИМ имени А.Г. Шнитке завершился курс повышения квалификации «Актуальные вопросы камерно-ансамблевого исполнительства и концертмейстерского мастерства: теория, история, практика»
06-декабря-2018
Студенты МГИМ им. А.Г. Шнитке - лауреаты Третьего Всероссийского конкурса имени Е.Ф. Гнесиной по фортепиано для студентов разных специальностей

 


 


© 2018, Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке.

Все права защищены.
123060, г. Москва, ул. Маршала Соколовского, д. 10
схема проезда

(499) 194-04-33 (499) 194-83-89 (факс)
info@schnittke-mgim.ru

создание сайта 

 


Любые материалы сайта могут быть использованы и опубликованы на другом сайте без предварительного согласования, при полном или частичном использовании материалов ссылка на источник www.schnittke-mgim.ru обязательна. Оффлайновые издания могут использовать материалы сайта только после письменного согласования с руководством института.